РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Разговоры о важном 1-4 классы"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Кутеевки Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
№ 1 от «30» 08 2024 г.
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_____________Караякова Л.К.
№ 58 от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6464536)
«Разговоры о важном»
для обучающихся классов 1-4 классов

с.Кутеевка, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных
основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учѐтом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всѐм пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых
норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью содержания
внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям

обучающихся

и

позволяющих

им

вырабатывать

собственную

мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребѐнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чѐткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные,

национальные,

этнокультурные

особенности

территории,

где

функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) гимна
Российской Федерации.

Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к
занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаѐт жизни определѐнность,
наполняя еѐ глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и
независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий
уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности
образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни,
чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век
информации крайне

важен навык

критического мышления.

Необходимо

уметь

анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.

Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надѐжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению
всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство — это отрасль, которая объединила в себе
традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,

цифровыми

устройствами.

Разноплановость

и

востребованность

сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность
отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с
духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в
которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих
близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в

семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей
и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной
источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаѐм будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе
дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России:
благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в еѐ праздник –
День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтѐра). Кто такой волонтѐр? Деятельность
волонтѐров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтѐров. Направления
волонтѐрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
Зооволонтѐрство – возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.

Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времѐн до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое
права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон?
Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чѐм люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящѐн работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание
печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации.

Наука: научные

открытия

позволяют

улучшать

жизнь

людей,

обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечѐнные
люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная

поддержка

помогает государствам развивать торговлю

и экономику,

обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно
развивает контакты с широким кругом союзников и партнѐров. Значение российской
культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование
новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный

интеллект

и

человек.

Стратегия

взаимодействия.

Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими

знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых
ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто еѐ выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек
– это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек
– пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всѐм мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из еѐ регионов прекрасен и неповторим своими природными,

экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю, способность
любоваться природой и беречь еѐ – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится,
заботится о процветании своей страны, уважает еѐ историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полѐты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учѐных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лѐтчиковиспытателей первых российских самолѐтов. Мировые рекорды российских лѐтчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная
дата, память о которой передаѐтся от поколения к поколению. Историческая память:
память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить
нашу историю и чтить память всех людей, перенѐсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлѐнных ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,

вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры

для

человека

и

общества.

объединяющие всех граждан страны.

Духовно-нравственные

ценности

России,

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных

ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа еѐ проверки; соблюдать
с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность
существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своѐ
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту
выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учѐтом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение

элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Иностранный язык:
знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта
работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие
умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, еѐ истории и культуре, природе; формирование
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование
первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного
принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и
обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах
Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и
личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать,
сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с
доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной
организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной
информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с
людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения
при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми
разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо
человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры
проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,

истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность
оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей,
основанных
на
российских
традиционных
духовных
ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении
труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
№
п/п

1

2

Наименование
разделов и тем
программы

Образ будущего. Ко
Дню знаний

Век информации. 120
лет. Информационному
агентству России ТАСС

Основное содержание

Основные
виды
деятельно
сти

Цифровые ресурсы

1

Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать,
что это придаѐт жизни определѐнность,
наполняя еѐ глубокими смыслами и
ценностями. Будущее России – это образ
сильного и независимого государства,
благополучие которого напрямую зависит
от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает
нам о важности и ценности образования,
которое является основой позитивного
образа будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире крайне
важно учиться на протяжении всей жизни,
чтобы идти в ногу со временем.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Информационное телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны.
Агентство неоднократно меняло названия,
но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

Колво
часов

источником достоверной информации о
России для всего мира. В век информации
крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.

3

4

Дорогами России

Путь зерна

1

«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая
пассажирские и транспортные перевозки.
Вклад РЖД в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надѐжный
для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной
сферы России. Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Российское сельское хозяйство – ключевая
отрасль промышленности нашей страны,
главной задачей которой является
производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по
обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности
позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая объединила
в себе традиции нашего народа с

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

современными технологиями: роботами,
информационными системами, цифровыми
устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и т.
п.)

5

День учителя

1

Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов
общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности
школьников.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающи

https://razgovor.edsoo.ru/

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение
исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны.
Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей
страны.

7

Что значит быть
взрослым?

1

Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну.

Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их
значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества –
основа взрослого человека. Проекты, в
которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о
других.

8

9

Как создать крепкую
семью. День отца

Гостеприимная Россия.
Ко Дню народного
единства

мися

1

Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья – защита
и забота каждого члена семьи о своих
близких. Образ крепкой семьи в
литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о
них.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну.
Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их
значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества –

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

основа взрослого человека. Проекты, в
которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о
других. Как создать крепкую семью. День
отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья – защита
и забота каждого члена семьи о своих
близких. Образ крепкой семьи в
литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о
них.

10

Твой вклад в общее
дело

11

С заботой к себе и
окружающим

1

Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в
благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаѐм будущее
страны, процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Доброе

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан
России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих.

12

13

14

День матери

Миссия-милосердие (ко
Дню волонтѐра)

День Героев Отечества

1

Мать, мама – главные в жизни человека
слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материнство – это
счастье и ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации. Как поздравить
маму в еѐ праздник – День матери?

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Кто такой волонтѐр? Деятельность
волонтѐров как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни. Милосердие
и забота – качества волонтѐров.
Направления волонтѐрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское,
цифровое и т. д. Зооволонтѐрство –
возможность заботы и помощи животным.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою
Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага,

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

самопожертвование и ответственность за
судьбу других. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь. Участники
СВО – защитники будущего нашей страны.

15

16

17

Как пишут законы?

Одна страна – одни
традиции

День российской печати

1

Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времѐн до
наших дней. Законодательная власть в
России. Что такое права и обязанности
гражданина? От инициативы людей до
закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры).

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие
детей в подготовке и встрече Нового года.
Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних игрушек. О
чѐм люди мечтают в Новый год.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Праздник посвящѐн работникам печати, в
том числе редакторам, журналистам,
издателям, корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела,
история праздника. Издание печатных
средств информации – коллективный труд

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.

18

19

20

День студента

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

Бизнес и
технологическое
предпринимательство

1

День российского студенчества: история
праздника и его традиции. История
основания Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению
профессией, возможность для творчества и
самореализации. Наука: научные открытия
позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества. Науку
делают талантливые, творческие,
увлечѐнные люди.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Роль нашей страны в современном мире.
БРИКС – символ многополярности мира.
Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия
успешно развивает контакты с широким
кругом союзников и партнѐров. Значение
российской культуры для всего мира.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Что сегодня делается для успешного
развития экономики России? Учиться
сегодня нужно так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить уровень своего
образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

там, где их раньше никогда не было.

21

22

23

Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия

Что значит служить
Отечеству? 280 лет со
дня рождения Ф.
Ушакова

Арктика – территория
развития

1

Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в
России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением.
Правила безопасного использования
цифровых ресурсов.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто еѐ
выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной
земле, Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики.
Российские исследователи Арктики. Россия
– мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

развития Арктики.

24

25

26

27

Международный
женский день

Массовый спорт в
России

День воссоединения
Крыма и Севастополя с
Россией. 100-летие
Артека

Служение творчеством.
Зачем людям
искусство? 185 лет со
дня рождения П.И.
Чайковского

1

Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.

Беседа с
обучающи
мися[

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие
поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного
человека. Условия развития массового
спорта в России.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития
и самореализации.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

185 лет со дня рождения П.И. Чайковского.
Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль
музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца
жизни. Способность слушать, воспринимать
и понимать музыку. Россия – страна с

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей,
художников, признанных во всѐм мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение
своей стране творчеством.

1

Россия – великая и уникальная страна,
каждый из еѐ регионов прекрасен и
неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами.
Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь еѐ – часть
любви к Отчизне. Патриот честно трудится,
заботится о процветании своей страны,
уважает еѐ историю и культуру.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

29

Герои космической
отрасли

1

Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полѐты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива
учѐных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в
освоении космического пространства. В
условиях невесомости космонавты проводят
сложные научные эксперименты, что
позволяет российской науке продвигаться в
освоении новых материалов и создании
новых технологий.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

30

Гражданская авиация
России

1

Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать

Беседа с
обучающи

https://razgovor.edsoo.ru/

28

Моя малая Родина
(региональный и
местный компонент)

изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лѐтчиков-испытателей первых
российских самолѐтов. Мировые рекорды
российских лѐтчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.

31

32

Медицина России

Что такое успех? (ко
Дню труда)

мися

1

Охрана здоровья граждан России –
приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и
больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет
ключевую роль в поддержании и улучшении
здоровья людей и их уровня жизни. Врач –
не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но
и человеческого сочувствия, служения
обществу.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым,
не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

33

34

35

80-летие Победы в
Великой Отечественной
войне

Жизнь в Движении

Ценности, которые нас
объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

День Победы – священная дата, память о
которой передаѐтся от поколения к
поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей,
перенѐсших тяготы войны. Бессмертный
полк. Страницы героического прошлого,
которые нельзя забывать.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные
организации разных поколений объединяли
и объединяют активных, целеустремлѐнных
ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя частью
большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и Движение
Первых.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества.
Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.

Беседа с
обучающи
мися

https://razgovor.edsoo.ru/

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».