МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Кутеевки Белинского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
№ 1 от «30» 08 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_____________Караякова Л.К.
№ 58 от «30» 08 2024 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Настольный теннис»
спортивно-оздоровительное направление
Срок реализации – 1 год.
Руководитель: Караяков А.З.
2024 ГОД
Пояснительная записка
Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивной
внеурочной деятельностив
общеобразовательных учреждений и является
модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным
комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт»,
2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьѐв, О.В. Матыцин.
В основу программы положены нормативные требования по физической и
технико-тактической подготовке, современные методические разработки по
настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает
учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с
учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 7 до 16 лет
и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей
современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных
мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в
работу по программе.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая
характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время
разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным
школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых
тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру
доступной для всех.
Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству
теннисной игры воспитанников дополнительного объединения Центра образования.
Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной
подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах
образования.
Задачи программы:
Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической
культуре, спорте, теннисе.
Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового
полноценного физического развития.
Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической
культурой и спортом.
Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение
организовать собственную тренировку.
Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям
своих детей.
При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности. Так
как основное место моей работы – преподаватель физической культуры СОШ, это
позволяет наблюдать учащихся в процессе уроков и наиболее одаренных детей
приглашать на тренировки.
Принципы набора:
1 добровольность, заинтересованность;
2 наличие медицинского допуска к занятиям;
3 школьный возраст;
Данная группа по настольному теннису является разновозрастной.
При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на
данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы
данной школы (наличие спортивного инвентаря, наличием спортивного зала)
Данная образовательная программа по настольному теннису разработана для
учебно-тренировочной группы с периодом в 1года обучения.
Продолжительность учебно-тренировочных занятий в течение учебного года
следующая:
при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год)
формой занятий является тренировочные занятия по обучению и
совершенствованию необходимых навыков и умений.
Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15
сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава
обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и
отбора одаренных детей.
На конец учебного года основными показателями выполнения требований
программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:
1 - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
2 - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
занимающихся с учетом возраста;
3 - уровень освоения техники.
По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить
разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования
физической подготовленности.
Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического
образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно
быстрого продвижения воспитанников Центра Образования от азбуки физического
воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как
олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и
психической формы.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы заключается в самой природе учреждения дополнительного образования
– это: добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также
возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической
подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение.
Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его
освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный
результат, то на занятиях в большое внимание уделяется комфортному
психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным
уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий
спортом, формированию потребности в движении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
І. Теоретическая подготовка
1.1. Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для
подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на
укрепление здоровья.
1.2. История развития мирового и отечественного настольного тенниса.
Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом.
Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта,
имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.
1.3. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна,
уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое
значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды,
обуви и мест занятий.
1.4. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами
занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной
одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным
инвентарѐм. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и
мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий.
Правила пользования спортивным инвентарѐм. Расположение группы и отдельных
учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий
мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение.
1.5. Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами
соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.
ІІ. Практическая подготовка
2.1 .Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья,
закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение
работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает
создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и,
естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.
Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование
осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища.
Упражнения из других видов спорта.
2.2 Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей , достаточно
высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких
физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота,
выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности
всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых
двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных
технических вариантов в атаке и обороне.
2.3 Техническая подготовка
Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом.
Серии упражнений с мячом.
Упражнения на развитие координации движений.
Тренировка с ракеткой и мячом.
Обучение имитации различных ударов.
Отработка различных ударов об стенку.
Освоение различных ударов через сетку.
Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
Обучение «левой» хватке ракетки.
Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.
Контрольные нормативы.
Серия упражнений на развитие координации движений.
Игра через сетку.
Отработка «резаных» ударов.
Освоение «крученых» ударов.
Отработка ударов «с лета».
Игра через сетку с применением различных приемов.
Отработка удара «смешанных».
Освоение подачи.
Отработка игры «с полулета».
Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
Обучение парной игре, игра через сетку парами.
Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением».
Игра через сетку на открытых кортах.
Учебно-тематический план
для учебно-тренировочной группы
по настольному теннису (4 часа в неделю)
Разделы программы
№
1
2
3
Теоретическая Практическая
подготовка
подготовка
1
Изучение правил игры и техника безопасности.
История развития мирового и отечественного Настольного
тенниса.
Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных
занятий и отдыха.
4
Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила
соревнований, их организация и проведение.
5
Правила соревнований по настольному теннису.
1
1
1
2
Итого часов.
3
1
Общая физическая подготовка.
3
2
Специальная физическая подготовка.
3
3
Техническая подготовка.
5
4
Тактическая подготовка.
5
5
Игровая подготовка.
5
6
Соревнования.
7
Контрольные испытания.
Итого часов.
Всего часов.
Согласно
календаря
2
6
34
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дата
план факт
Тема тренировочного процесса
Актуальность, популярность настольного тенниса.
Гигиена и врачебный контроль.
Изучение элементов стола и ракетки.
Хватка ракетки.
Работа ног, положение корпуса.
Техника движения ногами, руками в игре.
Работа плеча, предплечья и кисти.
Изучение хваток, изучение выпадов.
Техника постановки руки в игре.
Движение ракеткой и корпусом.
Техника движения ногами, руками в игре.
Изучение хваток, изучение выпадов.
Владение ракеткой и передвижения у стола.
Движение ракеткой и корпусом.
Техника постановки руки в игре.
Изучение хваток, изучение выпадов.
Передвижение игрока приставными шагами.
Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
Обучение движениям при выполнении ударов.
Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки
Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.
Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки
Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.
Обучение техники подачи прямым ударом.
Учебная игра с изученными элементами.
Владение ракеткой и передвижения у стола.
Подача справа (слева) с подбросом мяча
Удар "накат": удержание мяча на столе
Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.
Обучение техники подачи прямым ударом
Изучение техники элемента «подрезка»
Учебная игра для совершенствования учебных элементов.
Тактика игры атакующего. Учебная игра.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор
совершенствования методики тренировки, М.,2008г.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.
Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы
программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А.
Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).
3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.
4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.
5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.
6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.
7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.
8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.
9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский
спорт, 1990.