РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Настольный теннис"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Кутеевки Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
№ 1 от «30» 08 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
_____________Караякова Л.К.
№ 58 от «30» 08 2024 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Настольный теннис»
спортивно-оздоровительное направление

Срок реализации – 1 год.
Руководитель: Караяков А.З.

2024 ГОД

Пояснительная записка
Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивной
внеурочной деятельностив
общеобразовательных учреждений и является
модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным
комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт»,
2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьѐв, О.В. Матыцин.
В основу программы положены нормативные требования по физической и
технико-тактической подготовке, современные методические разработки по
настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает
учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с
учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 7 до 16 лет
и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей
современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных
мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в
работу по программе.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая
характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время
разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным
школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых
тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру
доступной для всех.
Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству
теннисной игры воспитанников дополнительного объединения Центра образования.
Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной
подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах
образования.
Задачи программы:
 Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической
культуре, спорте, теннисе.
 Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового
полноценного физического развития.
 Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
 Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической
культурой и спортом.
 Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение
организовать собственную тренировку.
 Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.

 Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям
своих детей.
При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности. Так
как основное место моей работы – преподаватель физической культуры СОШ, это
позволяет наблюдать учащихся в процессе уроков и наиболее одаренных детей
приглашать на тренировки.
Принципы набора:
1 добровольность, заинтересованность;
2 наличие медицинского допуска к занятиям;
3 школьный возраст;
Данная группа по настольному теннису является разновозрастной.
При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на
данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы
данной школы (наличие спортивного инвентаря, наличием спортивного зала)
Данная образовательная программа по настольному теннису разработана для
учебно-тренировочной группы с периодом в 1года обучения.
Продолжительность учебно-тренировочных занятий в течение учебного года
следующая:
 при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год)
 формой занятий является тренировочные занятия по обучению и
совершенствованию необходимых навыков и умений.
Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15
сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава
обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и
отбора одаренных детей.
На конец учебного года основными показателями выполнения требований
программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:
1 - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
2 - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
занимающихся с учетом возраста;
3 - уровень освоения техники.
По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить
разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования
физической подготовленности.
Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического
образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно
быстрого продвижения воспитанников Центра Образования от азбуки физического
воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как

олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и
психической формы.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы заключается в самой природе учреждения дополнительного образования
– это: добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также
возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической
подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение.
Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его
освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный
результат, то на занятиях в большое внимание уделяется комфортному
психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным
уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий
спортом, формированию потребности в движении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
І. Теоретическая подготовка
1.1. Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для
подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на
укрепление здоровья.
1.2. История развития мирового и отечественного настольного тенниса.
Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом.
Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта,
имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.
1.3. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна,
уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое
значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды,
обуви и мест занятий.
1.4. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами
занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной
одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным
инвентарѐм. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и
мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий.
Правила пользования спортивным инвентарѐм. Расположение группы и отдельных
учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий
мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение.
1.5. Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами
соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.
ІІ. Практическая подготовка
2.1 .Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья,
закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение
работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает
создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и,
естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.

Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование
осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища.
Упражнения из других видов спорта.
2.2 Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей , достаточно
высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких
физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота,
выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности
всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых
двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных
технических вариантов в атаке и обороне.
2.3 Техническая подготовка

 Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
 Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом.
 Серии упражнений с мячом.
 Упражнения на развитие координации движений.
 Тренировка с ракеткой и мячом.
 Обучение имитации различных ударов.
 Отработка различных ударов об стенку.
 Освоение различных ударов через сетку.
 Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
 Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
 Обучение «левой» хватке ракетки.
 Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
 Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.
 Контрольные нормативы.
 Серия упражнений на развитие координации движений.
 Игра через сетку.
 Отработка «резаных» ударов.
 Освоение «крученых» ударов.
 Отработка ударов «с лета».
 Игра через сетку с применением различных приемов.
 Отработка удара «смешанных».
 Освоение подачи.
 Отработка игры «с полулета».
 Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
 Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
 Обучение парной игре, игра через сетку парами.
 Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением».
 Игра через сетку на открытых кортах.

Учебно-тематический план
для учебно-тренировочной группы
по настольному теннису (4 часа в неделю)
Разделы программы

№

1
2
3

Теоретическая Практическая
подготовка
подготовка
1

Изучение правил игры и техника безопасности.
История развития мирового и отечественного Настольного
тенниса.
Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных
занятий и отдыха.

4

Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила
соревнований, их организация и проведение.

5

Правила соревнований по настольному теннису.

1
1
1
2

Итого часов.

3

1

Общая физическая подготовка.

3

2

Специальная физическая подготовка.

3

3

Техническая подготовка.

5

4

Тактическая подготовка.

5

5

Игровая подготовка.

5

6

Соревнования.

7

Контрольные испытания.
Итого часов.
Всего часов.

Согласно
календаря

2
6
34

Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
план факт

Тема тренировочного процесса
Актуальность, популярность настольного тенниса.
Гигиена и врачебный контроль.
Изучение элементов стола и ракетки.
Хватка ракетки.
Работа ног, положение корпуса.
Техника движения ногами, руками в игре.
Работа плеча, предплечья и кисти.
Изучение хваток, изучение выпадов.
Техника постановки руки в игре.
Движение ракеткой и корпусом.
Техника движения ногами, руками в игре.
Изучение хваток, изучение выпадов.
Владение ракеткой и передвижения у стола.
Движение ракеткой и корпусом.
Техника постановки руки в игре.
Изучение хваток, изучение выпадов.
Передвижение игрока приставными шагами.
Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
Обучение движениям при выполнении ударов.
Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки
Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.
Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки
Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.
Обучение техники подачи прямым ударом.
Учебная игра с изученными элементами.
Владение ракеткой и передвижения у стола.
Подача справа (слева) с подбросом мяча
Удар "накат": удержание мяча на столе
Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.
Обучение техники подачи прямым ударом
Изучение техники элемента «подрезка»
Учебная игра для совершенствования учебных элементов.
Тактика игры атакующего. Учебная игра.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор
совершенствования методики тренировки, М.,2008г.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.
Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы
программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А.
Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).
3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.
4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.
5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.
6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.
7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.
8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.
9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский
спорт, 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».