МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ ООШ с. Кутеевки Белинского района Пензенской области РАССМОТРЕНО на педагогическом совете № 1 от «30» 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы: _____________Караякова Л.К. № 58 от «30» 08 2024 г. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Настольный теннис» спортивно-оздоровительное направление Срок реализации – 1 год. Руководитель: Караяков А.З. 2024 ГОД Пояснительная записка Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивной внеурочной деятельностив общеобразовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьѐв, О.В. Матыцин. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 7 до 16 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе. АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех. Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников дополнительного объединения Центра образования. Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования. Задачи программы: Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе. Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития. Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис. Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом. Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку. Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры. Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей. При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности. Так как основное место моей работы – преподаватель физической культуры СОШ, это позволяет наблюдать учащихся в процессе уроков и наиболее одаренных детей приглашать на тренировки. Принципы набора: 1 добровольность, заинтересованность; 2 наличие медицинского допуска к занятиям; 3 школьный возраст; Данная группа по настольному теннису является разновозрастной. При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы данной школы (наличие спортивного инвентаря, наличием спортивного зала) Данная образовательная программа по настольному теннису разработана для учебно-тренировочной группы с периодом в 1года обучения. Продолжительность учебно-тренировочных занятий в течение учебного года следующая: при нагрузке 1 час в неделю (34 часа в год) формой занятий является тренировочные занятия по обучению и совершенствованию необходимых навыков и умений. Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15 сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и отбора одаренных детей. На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются: 1 - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; 2 - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся с учетом возраста; 3 - уровень освоения техники. По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования физической подготовленности. Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения воспитанников Центра Образования от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключается в самой природе учреждения дополнительного образования – это: добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ І. Теоретическая подготовка 1.1. Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на укрепление здоровья. 1.2. История развития мирового и отечественного настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом. Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса. 1.3. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий. 1.4. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным инвентарѐм. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий. Правила пользования спортивным инвентарѐм. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение. 1.5. Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису. ІІ. Практическая подготовка 2.1 .Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища. Упражнения из других видов спорта. 2.2 Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей , достаточно высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне. 2.3 Техническая подготовка Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног. Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом. Серии упражнений с мячом. Упражнения на развитие координации движений. Тренировка с ракеткой и мячом. Обучение имитации различных ударов. Отработка различных ударов об стенку. Освоение различных ударов через сетку. Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания. Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию. Обучение «левой» хватке ракетки. Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку. Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии. Контрольные нормативы. Серия упражнений на развитие координации движений. Игра через сетку. Отработка «резаных» ударов. Освоение «крученых» ударов. Отработка ударов «с лета». Игра через сетку с применением различных приемов. Отработка удара «смешанных». Освоение подачи. Отработка игры «с полулета». Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов. Отработка взаимодействия игроков в парной игре. Обучение парной игре, игра через сетку парами. Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением». Игра через сетку на открытых кортах. Учебно-тематический план для учебно-тренировочной группы по настольному теннису (4 часа в неделю) Разделы программы № 1 2 3 Теоретическая Практическая подготовка подготовка 1 Изучение правил игры и техника безопасности. История развития мирового и отечественного Настольного тенниса. Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. 4 Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила соревнований, их организация и проведение. 5 Правила соревнований по настольному теннису. 1 1 1 2 Итого часов. 3 1 Общая физическая подготовка. 3 2 Специальная физическая подготовка. 3 3 Техническая подготовка. 5 4 Тактическая подготовка. 5 5 Игровая подготовка. 5 6 Соревнования. 7 Контрольные испытания. Итого часов. Всего часов. Согласно календаря 2 6 34 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дата план факт Тема тренировочного процесса Актуальность, популярность настольного тенниса. Гигиена и врачебный контроль. Изучение элементов стола и ракетки. Хватка ракетки. Работа ног, положение корпуса. Техника движения ногами, руками в игре. Работа плеча, предплечья и кисти. Изучение хваток, изучение выпадов. Техника постановки руки в игре. Движение ракеткой и корпусом. Техника движения ногами, руками в игре. Изучение хваток, изучение выпадов. Владение ракеткой и передвижения у стола. Движение ракеткой и корпусом. Техника постановки руки в игре. Изучение хваток, изучение выпадов. Передвижение игрока приставными шагами. Набивание мяча ладонной стороной ракетки. Обучение движениям при выполнении ударов. Набивание мяча ладонной стороной ракетки. Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение техники подачи прямым ударом. Учебная игра с изученными элементами. Владение ракеткой и передвижения у стола. Подача справа (слева) с подбросом мяча Удар "накат": удержание мяча на столе Обучение подачи «Маятник». Игра- подача. Обучение техники подачи прямым ударом Изучение техники элемента «подрезка» Учебная игра для совершенствования учебных элементов. Тактика игры атакующего. Учебная игра. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г. 2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г. Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г). 3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988. 4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984. 5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975. 6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988. 7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975. 8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988. 9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский спорт, 1990.