Локальные акты

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ООШ
с.Кутеевки
Караякова Л.К
ПРИКАЗ
от 30 .08.2024 г.

№55

Об утверждении типовой (примерной) формы локального акта
«Правила предупреждения и профилактики травли (буллинга) в
МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области
В целях установления нормы поведения обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогов и сотрудников образовательного
учреждения, исключающего унижение достоинства человека любыми
способами, лишение и (или) нарушение его общечеловеческих прав,
применение психического или физического насилия любого рода, в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными
законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», от 24.06.1999 № І20-ФЗ «Об основах системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних», Федеральным, от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить типовую (примерную) форму локального акта
«Правила предупреждения и профилактики травли в МОУ ООШ с.
Кутеевки Белинского района Пензенской области
2.Возложить на Дубину Г. Р., педагога- организатора МОУ ООШ
с.Кутеевки,
обязанность по координации и систематизации работы по
предупреждению
и профилактики травли (буллинга) в школе.
3.Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4.Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Директор МОУ ООШ с.Кутеевки___________________Караякова Л.К.

Приложение
к приказу МОУ ООШ с.Кутеевки
___________Караякова Л.К.
от 30.08.2024 года № 55
Правила предупреждения и профилактики травли (буллинга) в
образовательном учреждении

1. Общие положения.
Настоящие Правила предупреждения и профилактики травли в образовательном
учреждении разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральными законами от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным, от 24 июля 1998
года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом
образовательного учреждения.
Правила устанавливают нормы поведения обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогов и сотрудников образовательной организации, исключающее:
унижение достоинства человека любыми способами (высказывания, действия, жесты,
мимика, распространение информации любого рода, порочащей честь и достоинство
гражданина, дискриминация любого рода); лишение и (или) нарушение его
общечеловеческих прав; применение психического и физического насилия любого рода в
любых проявлениях.
Целями Правил являются:
создание в образовательной организации благоприятной атмосферы, вербальной и
невербальной коммуникации, основанной на уважении к личности человека, обстановки,
способствующей психологическому комфорту, физической и эмоциональной безопасности
образовательной среды;
повышение уровня защищенности обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации, социально-опасном положении, относящихся к группе риска, состоящих на
специализированном учете;
обеспечение комплексного подхода в решении проблем семьи и детства, реализации
права ребенка на защиту от жестокого обращения и насилия;
формирование нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в
отношении обучающихся.
Задачами Правил являются:
недопущение любых видов травли, издевательств, насилия, как со стороны учащихся,
так и со стороны преподавателя;
выявление фактов жестокого обращения по отношению к детям в ученической среде,
между детьми;
выявление педагогами фактов травли;
проведение плановых мероприятий, направленных на профилактику жестокого
обращения с детьми.

2. Характеристики травли, его признаки и виды.
Травля (буллинг) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного
преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или
его части), отличающийся систематичностью и регулярностью. Может проявляться в
физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Выделяются следующие специфические характеристики травли:
травля асимметрична – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в
виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не
обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
травля осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и
душевных страданий человеку, который выбран целью;
травля подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье,
самоуважение и человеческое достоинство;
травля – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и
пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где она происходит;
травля никогда не прекращается сама по себе: всегда требуется защита и
помощь всем сторонам конфликта: пострадавшим, инициаторам травли (обидчикам) и
свидетелям. При травле всегда есть жертва, которая не может себя защитить, травля носит
систематический характер.
Признаки травли: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти
в отношениях участников).
Травля подразделяется на прямую и косвенную (скрытую). Прямая травля
происходит, в основном, в младшем возрасте, а косвенная наиболее распространена в раннем
и позднем подростковом возрасте обучающихся.
Прямая травля проявляется в виде:
физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений,
щипание, запугивания, обзывания, жестокие шутки, притеснения через социальный статус,
религию, расу, прикосновения);
вербальной (словесной) травли (издевательства или запугивания с помощью жестоких
слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде,
религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.);
социальной травли - изоляции (жертва умышленно изолируется, выгоняется или
игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).
Формами прямой травли также являются обидные жесты или действия (например,
плевки в жертву либо в еѐ направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей,
принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство,
грабѐж, прятанье личных вещей жертвы).
Косвенная травля включает в себя такое поведение, как намеренное
распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно
объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва
испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за
помощью к третьему лицу. Скрытая травля в виде бойкота, исключения из отношений более
характерна для девочек.
Разновидности травли:
Массовая травля - форма психологического насилия в виде массовой травли
человека в коллективе. Разновидность эмоционального насилия, когда коллектив учащихся
или большая его часть ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо
целью.
Формы массовой травли – насмешки над физическими недостатками, изоляция,
отвержение, поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и др.
Неформальная травля - неформальные ритуальные насильственные обряды,
исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания
иерархии в этой группе.
Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим

компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров,
мобильных телефонов, электронной почты, сети Интернет, социальных сетей, блогов, чатов и
т.д. Отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить
анонимность и вероятность быть непойманным.

3. Алгоритм

действий работников образовательного учреждения при
выявлении фактов травли среди обучающихся.
3.1. Любой
работник
образовательного
учреждения,
предположивший, что в отношении ребенка было совершено насилие или случаи травли,
обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю образовательной организации,
сначала устно, а затем в письменном виде в виде докладной или пояснительной записки.
3.2.
Если ребенку был причинен физический вред, необходимо незамедлительно
вызвать медицинскую сестру и произвести осмотр, уведомив об этом руководитель
образовательной организации и дежурного учителя либоадминистратора.
3.3. Первая помощь необходима при подозрении на:
вывихи и переломы конечностей, нижней челюсти, переломы костей туловища,
травме зубов;
внутреннее кровотечение (холодный липкий пот, бледность кожных покровов,
учащенное сердцебиение, одышка, беспокойство);
травму головного мозга (боль в голове, особенно локальная и в сочетании с видимыми
повреждениями мягких тканей, головокружение, тошнота, затруднение в ориентировке);
травму спинного мозга (онемение конечностей и части туловища, нарушения
движений туловища и конечностей);
опьянение наркотическими веществами или отравление медицинскими препаратами
(грубые нарушения поведения, дезориентация).
Медицинский работник, представитель администрации образовательной организации,
а при их отсутствии – любой работник образовательной организации: вызывает
скорую медицинскую помощь; сообщает родителям пострадавшего учащегося.
3.4. Администрация образовательной организации совместно с психологами
учреждения принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт
агрессии. Для определения ситуации травли и его последствий необходим сбор
соответствующей информации от самого пострадавшего, возможных участников
издевательств над жертвой, от свидетелей.
3.5. Сотрудники охраны образовательного учреждения при фиксировании ситуаций,
связанных с проявлением насилия, или травли через видеонаблюдение или при обходе
здания и прилегающих к нему территорий, а также при получении сообщений от учащихся,
родителей, учителей или других работников должны незамедлительно информировать
руководство учреждения о происшествии и при необходимости вызвать полицию по
телефону или при помощи «тревожной кнопки».
3.6. После оказания медицинской помощи, классный руководитель, а в его
отсутствие – дежурный администратор: беседует с пострадавшим, обидчиком, свидетелями
(при необходимости с привлечением психолога и социального педагога образовательной
организации), документирует случай и информирует о нем ответственного заместителя
руководителя или руководителя образовательной организации; сообщает родителям
пострадавшего и обидчика, исходя из ситуации, характера и последствий случая.
Встречи с нападавшими и пострадавшим должны проводиться отдельно.
3.7. Администрация образовательной организации сообщает незамедлительно
родителям обучающихся о совершившимся факте травли, ставя их в известность сразу же,
как только это станет известно. Образовательная организация способствует и помогает
родителям разобраться в ситуации. Родители имеют право на защиту ребенка любым
законным способом.
3.8. Если насильственные действия совершены или поощряются руководителем, или
работниками образовательного учреждения, об этом должен быть проинформирован
вышестоящий орган управления образованием, а в случае насилия, повлекшего причинение

телесных повреждений пострадавшему – органы прокуратуры и внутренних дел.
Принимая решение об информировании родителей, следует учитывать, что это может
поставить пострадавшего или нападающего в ситуацию угрозы применения насилия по
отношению к нему или нанесения ему другого вреда со стороны родителей. Сообщение
должно носить конфиденциальный характер и не разглашаться дальше представителей
администрации образовательной организации. В обязательном порядке классному
руководителю с согласия родителей (законных представителей) ребѐнка (пострадавшего и
инициатора травли) подключить к работе психологическую службу.
Вызвать в образовательное учреждение родителей (лиц их заменяющих) для
проведении беседы.
Выполнить все намеченные мероприятия, включающие в себя меры воздействия:
психологические, воспитательные, обучающие и т.д.
3.9. После проведения беседы, проведения разбирательства инцидентаи
установлении вины инициаторов и исполнителей травли к ним должны быть применены
меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной
организации, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
3.10. При угрозе жизни и здоровью пострадавшего, психолог, социальный педагог
консультируют классного руководителя, ответственного заместителя руководителя при
разборе случая и при необходимости принимают в нем участие.
Ответственный заместитель руководителя: рассматривает сообщения о насилии,
жалобы и заявления учащихся, родителей, работников образовательной организации в
связи с насилием; регистрирует информацию о случае насилия в журнале (электронной
базе данных), сообщает о нем руководителю образовательной организации; принимает
участие в разборе случая, беседует с участниками, родителями, работниками
образовательной организации; организует работу комиссии по разбору случая
(действующего в образовательном учреждении совета по профилактике).
Руководитель в его отсутствие – ответственный заместитель: рассматривает
сообщения о насилии, жалобы и заявления учащихся, родителей, работников
образовательной организации в связи с насилием; обеспечивает проведение разбора каждого
случая насилия; в зависимости от ситуации, характера и последствий случая: проводит
беседу с участниками насилия, родителями; поручает провести разбор случая классному
руководителю, ответственному заместителю или специальной комиссии или совету по
профилактике и рассматривает их заключения и рекомендации; принимает решение о
воспитательных и дисциплинарных мерах в отношении обидчика; незамедлительно
информирует вышестоящий орган управления, а также органы прокуратуры и внутренних
дел о случае насилия, повлекшем вред здоровью пострадавшего, случае со смертельным
исходом, случае, связанном с сексуальным насилием; ежемесячно направляет копию журнала
учета случаев травли в управление образованием района.
Комиссия по разбору случая насилия: члены комиссии (совета по профилактике)
беседуют с пострадавшим, обидчиком, свидетелями, родителями, работниками
образовательного учреждения, анализируют состояние участников, ситуацию в целом и ее
последствия, дают рекомендации по оказанию помощи участникам и принятию
воспитательных, дисциплинарных и профилактических мер. На данном этапе следует
уделять время профилактике травли и на системной основе обсуждать с учениками ситуации
из социальной жизни, которые с ними происходят. По возможности, 20-30 минут раз в
несколько недель (например, на классном часу, или когда происходят замены уроков)
проговаривать с детьми вопросы, связанные с профилактикой травли и заниматься
просветительской работой. Для этих целей образовательным учреждением в начале года
создаѐтся специальная программа, представляющая собой перечень мероприятий,
направленных на всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и
родителей. В течение учебного года допускаются дополнения и видоизменения программы;
на каждый следующий год программу следует обновлять. Факты кибертравли документально
фиксируются так же, как и факты травли, в котором не применялись компьютерные
технологии и мобильные устройства. Приоритетное значение имеют меры

административного и правового реагирования, направленные на устранение в виртуальном
пространстве негативных последствий ранее имевшего места кибертравли, то есть, на
возмещение пострадавшему морального ущерба.

4. Профилактика и предупреждение травли в образовательном
учреждении.
4.1. Все участники образовательной деятельности в пределах своей компетенции
должны способствовать предупреждению фактам насилия и травли, активно препятствовать
существованию, распространению, подстрекательству к такому поведению. Проводить с
детьми беседы на классных часах, а так же беседы с психологом.
4.2. Ответственность за создание условий, препятствующих травле, безопасной
образовательной среды для обучающихся лежит на сотрудниках образовательной
организации и заключается в исполнении комплекса мер по предупреждению травли в виде
бесед, классных часов, анкетирования и др.
4.3. Обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги и сотрудники
образовательной организации несут ответственность за исходящее от них агрессивное
преследование (издевательство) согласно действующему законодательству.
4.4. Все участники образовательной деятельности в соответствии с настоящим
положением обязуются пресекать любые попытки травли любыми законными и
безопасными для себя способами (сообщение взрослому, находящему поблизости о факте
травли в отношении себя или других, придание огласке любых проявлений травли,
культивирование нетерпимого отношения к любым проявлениям травли, (преследования,
насилия), защите (по возможности) человека, ставшего жертвой травли).
4.5. В начале каждого учебного года классный руководитель организует
тематический классный час, родительское собрание, итогом которых является разъяснение
последствий травли для обучающихся разного возраста.
4.6. Предубеждение может состоять в возможном наблюдении за детьми и их
поведении, состоянием, общение с другими сверстниками.
Если учитель подозревает о возможной травле со стороны учеников, он должен
доложить об этом руководитель образовательной организации либо его заместителю и
самостоятельно выяснить ситуацию, проведя беседу или классный час с обучающимися.
4.7. Возможные мероприятия в рамках предупреждения травли для педагогов:
проведение обучающего семинара, посвященного способам работы с ситуациями
травли;
проведение педагогического совета, посвященного выработке единой позиции
образовательной организации в отношении травли и способа фиксации инцидентов травли;
проведение групповых встреч для классных руководителей и психологов с целью
обмена опытом работы со случаями травли, обмена методическим материалами для классных
часов, посвященных профилактике травли и поддержке, в случае необходимости.
4.8. Основной целью профилактических мероприятий ситуаций травли является
помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачами профилактики травли являются:
подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций травли;
содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации; развитие
толерантности и социальной компетентности у обучающихся.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию
классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном
отношении к окружающим людям. Также педагог- психолог может проводить с классами
тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления
по отношению к окружающим.
Деятельностный этап содержит в себе активное участие обучающихся в
программе и мероприятиях, направленных на профилактику травли, выстраивание

нормальных взаимоотношений со сверстниками и знакомство способами решения
конфликтных ситуаций. Данные мероприятия проводит классный руководитель и педагогпсихолог, их главной задачей является воспитать в потенциальных «обидчиках»
гуманистические ценности, толерантность, научить их понимать свои эмоции и
реализовывать их в социально-приемлемых формах.

5. Ответственность.
5.1. Частью 3 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании»
предусмотрено, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся,
педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по
отношению к обучающимся, педагогическим работникам и иным работникам такой
организации не допускается.
5.2. Несвоевременное сообщение администрацией образовательного учреждения о
ставшем известным факте насилия над ребенком влечет дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность (в зависимости от обстоятельств
происшедшего и тяжести наступивших последствий).
5.3. В силу ст. ст. 1073, 1074 Гражданского кодекса Российской Федерации
ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, возлагается на его
родителей (усыновителей) или опекунов, что позволяет потерпевшему принять
меры по возмещению вреда в рамках гражданского процесса.
5.4. Административная ответственность за действия травли установлена ст. ст.
5.61, 5.61.1, 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
5.5. Уголовно-правовые признаки травли охватываются диспозициями статей
110 – 119, 128.1, 138, 213, 272 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6. Заключительные положения.
6.1. Настоящие Правила вступают в силу с момента их утверждения руководителем
образовательной организации.
6.2. В настоящие Правила руководителем образовательной организации могут быть
внесены изменения и дополнения в установленном порядке. Внесение изменений и
дополнений оформляется приказом руководителя образовательной организации.
6.3. Правила действует до принятия новых.
6.4. Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, подлежат разрешению в
соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».