Алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в школе
Алгоритм представляет собой описание порядка действий школьных
специалистов по работе со случаем буллинга. Является инструментом
планирования и контроля эффективности работы со случаем школьной
травли. Определяет результаты деятельности на каждом шаге работы.
Обозначает участников каждого действия и тем самым помогает согласовать
работу разных специалистов со случаем буллинга (травли) в школе. Детально
описывает, что необходимо сделать на территории школы и на территории
партнѐрских организаций, помогает распределить деятельность по работе со
случаем
между
школой,
ППМС
Центром,Центром
социальнопсихологической помощи.
1. Цель: обеспечение согласованных действий сотрудников школы по
выявлению случаев буллинга, планированию и последовательной реализации
действий по прерыванию буллинга и оказанию помощи школьникам,
затронутым
буллингом
(травлей).
2. Целевая группа: административный персонал, педагоги, сотрудники
образовательной организации, специалисты партнѐрских организаций,
участвующих в оказании помощи ребѐнку и семье, затронутым травлей,
буллингом.
3.
Краткое
описание
деятельности
Алгоритм работы школы включает в себя 17 пунктов с описанием
последовательности шагов по предотвращению травли, необходимых для
этого действий, ответственных лиц, сроков исполнения и предполагаемых
результатов
действий.
Представляет две группы действий: действия по сбору и проверке
информации и действия по восстановлению прав детей и оказанию им
необходимой помощи. В каждой группе есть этап планирования и этап
непосредственных действий. В алгоритме заложена возможность
межсекторного взаимодействия и определено направление действий на
случай
выявления
иных
проблем
помимо
буллинга.
4. Основные понятия, границы и взаимосвязь с другими технологическими
блоками
Модели.
Алгоритм работы со случаем буллинга/травли в школе задумывался как один
из
ключевых
инструментов
внедрения
Комплексной
Модели
противодействия
буллингу
Предполагалось, что он должен объединить несколько видов деятельности в
рамках
Модели:
“Организация работы школьной антибуллинговой команды”;
«Организация и проведение обучения завуча,советника директора ,
педагогов и школьного персонала с целью противодействия
школьной травле»;
«Организация профессиональной поддержки педагогов с целью
повышения коммуникативной компетентности и чувствительности к
риску возникновения буллингу»;
«Организация работы с родителями с целью противодействия
буллингу»;
«Организация взаимодействия школы и партнѐрской организации по
оказанию помощи детям и семьям, затронутым буллингом»;
«Специализированная
психологическая
помощь
ребѐнку
(подростку), пострадавшему от буллинга (травли), и его родителям»;
«Специализированная психологическая помощь агрессивному
ребѐнку (подростку) (инициатору травли) и его родителям».
Алгоритм представляет собой перечень и порядок действий школьных
специалистов по работе со случаем буллинга. Является инструментом
планирования и контроля эффективности работы со случаем школьной
травли. Определяет результаты деятельности на каждом шаге работы.
Обозначает участников каждого действия и тем самым помогает согласовать
работу разных специалистов со случаем буллинга (травли) в школе. Детально
описывает, что необходимо сделать на территории школы и на территории
партнѐрских организаций, помогает распределить деятельность по работе со
случаем между школой, Ресурсным центром и Центром психологической
помощи.
4.Понятия, используемые в описании алгоритма работы со случаем
буллинга
(травли)
в
школе.
Журнал работы антибуллинговой команды – документ, содержащий
информацию о случаях травли в школе и о проводимой по ним работе.
Оказание специализированной психологической помощи ребѐнку – работа
специалистов Центра психологической помощи, направленная на
минимизацию негативных последствий травли ребѐнка (пострадавшего от
травли, зачинщика травли). Может включать в себя оценку степени и
характера травматического влияния травли на ребѐнка. В соответствии с
выявленными проблемами - работу с последствиями психологической
травмы, стабилизацией психоэмоционального состояния, преодолением
негативных установок в отношении сверстников и общения с ними.
Прерывание травли в классе – согласованная работа всего педагогического
коллектива, работающего с классом, направленная на немедленную
остановку признаков травли каждый раз без исключений, когда они
проявляются, с обязательным озвучиванием того, что это травля, она
недопустима, и что уважительное отношение – это правило для всех в классе
и
в
школе.
Работа со случаем буллинга в классе – вся работа, связанная с ситуацией
буллинга в конкретном классе. Включает в себя сбор информации,
определение основных проблем, планирование и непосредственное оказание
помощи.
Расширенная антибуллинговая команда – антибуллинговая команда школы, в
которую для работы с конкретным случаем и на период этой работы
включены
другие/дополнительные
сотрудники
школы
(классный
руководитель, учителя-предметники, работающие в данном классе), и
представители
партнѐрских
организаций
(например,
специалисты
психологического
центра).
Школьная поддержка ребѐнка – работа специалистов школы, направленная
на устранение негативных последствий школьной травли для ребѐнка
(пострадавшего, зачинщика) в пределах школы. Может включать в себя
первичную психологическую помощь ребѐнку и его родителям школьным
психологом; поддержку классного руководителя - заботу об ограждении
ребѐнка от травли в ближайшее время после выявления, предупреждение и
подключение других учителей-предметников, работающих в классе, к
фиксации и прерыванию травли в адрес ребѐнка; помощь в восстановлении
доброжелательных отношений ребѐнка с одноклассниками; помощь
классного руководителя, социального педагога, учителей-предметников по
решению
учебных
проблем,
возникших
вследствие
травли.
5.
Практики,
взятые
за
основу:
Алгоритм разработан и апробирован командой АНО ДПО «Институт
социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» и Г.В. Романовской на основании
практики работы с пермскими и московскими школами с опорой на опыт
российских
экспертов
и
НКО
из
разных
регионов
РФ.
6.Нормативно-правовое
обеспечение
Соответствие деятельности по Модели в рамках данного Т-блока
существующим
нормативным
и
правовым
актам.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N 273-ФЗ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ, Конвенция ООН о правах ребѐнка (ст. 29) - (подробнее в разделе
«Нормативно-правовые основания Комплексной Модели противодействия
школьному
буллингу
(
травле)».
Необходимость дополнительного нормативно-правового обеспечения
деятельности по Модели в рамках данного Т-блока на региональном и
муниципальном
уровне.
На региональном, муниципальных уровнях может быть рекомендовано
издание постановлений о порядке действий субъектов профилактики в
случаях буллинга, с включением алгоритма как документа, описывающего
порядок
действия
школы.
Также рекомендовано закрепление алгоритма работы со случаями буллинга
локальными нормативными актами школ. Например, как одно из
приложений к приказу директора школы «О профилактике школьной травли
и порядке действий персонала при столкновении со случаями насилия в
образовательной
организации».
.
Степень конфиденциальности информации о клиенте, получаемой
специалистами в ходе деятельности по Модели в рамках данного Т-блока.
Конфиденциальность должна быть обеспечена в соответствии с
Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
Вся документация по работе со случаями должна храниться в защищѐнных
местах – специально отведѐнных ящиках, шкафах, закрывающихся на ключ.
Места хранения должны быть расположены вне зоны свободного доступа
учеников, родителей, педагогов (за исключением основного состава
антибуллинговой команды). Участники расширенной антибуллинговой
команды при обсуждении случая предупреждаются о соблюдении правил
конфиденциальности: не обсуждать за пределами расширенной
антибуллинговой команды биографические данные участников ситуации; не
разглашать за пределами расширенной антибуллинговой команды
конкретного класса, персональные данные участников (имена, фамилии и
т.д.).
Не подлежит разглашению за пределами расширенной антибуллинговой
команды информация об обращении пострадавших, зачинщиков за
специализированной психологической, медицинской помощью, а также
содержание предоставляемых специализированным психологическим (или
иным) центром справок об оказанных услугах и иных документов.
Вышеуказанная информация может быть предоставлена КДН и ЗП по
требованию в случае участия конкретных субъектов профилактики в работе
со
случаем.
7. Описание природы основных проблем целевой группы и фокусов
(мишеней)
для
работы.
Специфические
потребности
участников
целевой
группы
Администрация школ: потребность в эффективной и качественной
организации образовательного процесса, создании условий в его
образовательной
организации,
которые
полностью
соответствуют
требованиям, стандартам, принципам Закона об образовании, Конвенции о
правах
ребѐнка,
и
другим
нормам.
Педагогические работники: в возможности эффективного управления
групповыми процессами и межличностным взаимодействием, в построении в
классе конструктивных отношений, благоприятной атмосферы в классе,
способствующей продуктивному взаимодействию (знание индикаторов
ситуации буллинга, конкретных способов действий при выявлении
ситуации).
Родители: испытывают потребность в том, чтобы в школе была создана
безопасная, поддерживающая среда для ребѐнка, чтобы соблюдались права и
свободы ребѐнка; родителям важно также быть уверенными в том, что в
случае возникновения опасности каждый участник образовательного
процесса (педагоги и ученики), знают, как действовать, чтобы ситуация
разрешилась
благополучно.
Основные дефициты навыков, опыта, способствующие развитию проблем.
Неверные
представления
о
природе
буллинга,
недостаточная
информированность о явлении. Трудно бывает различить буллинг и
конфликт. В итоге могут быть избраны не подходящие к ситуации меры
воздействия. Например, попытка разрешения ситуации буллинга методом
медиации при участии волонтѐров школьной службы примирения чаще всего
является недостаточным действием. Итог – травля усиливается. Или
наоборот, острый конфликт в силу способов борьбы, используемых
сторонами (например, разовые оскорбительные видео, коллективные
разборки, специальные страницы в социальных сетях), принимается за
травлю. Если в случаях конфликта с одной стороной начинают работать, как
с пострадавшими, с другой – как с зачинщиками, конфликт не разрешается, а
наоборот,
усугубляется,
и
может
прейти
в
травлю.
Искажѐнные представления о поддержке ребѐнка и семьи, затронутых
случаем буллинга (травли), реагировании на неѐ. При выборе стратегии
действий в случае травли часто игнорируется природа буллинга как
системного явления, требующего системной же работы. Предпочтение
отдаѐтся не системной работе, а административным мерам, так как внешне
они выглядят менее трудозатратными (один разговор с завучем, директором)
и быстрыми, или отдельным реабилитационным мероприятиям (например,
работа психолога с пострадавшим или агрессором). Итог: травля на время
прекращается или становится слабее, а затем возобновляется.
Также в силу преуменьшения влияния опыта травли на пострадавшего
(зачинщика) может не подниматься вопрос о получении специализированной
психологической помощи и/или необходимости школьной поддержки для
таких детей. Могут возникать нарушения баланса: так, если ребѐнок получает
специализированную психологическую помощь, то может отсутствовать
элемент необходимой поддержки в школе. И наоборот, если поддержка в
школе присутствует, то может возникать вопрос о том, целесообразно ли
обращение
за
специализированной
помощью.
Также имеют место дефицит навыков планирования или искажѐнное
представление о значимости этого процесса, когда этап планирования
действий разных специалистов опускается ввиду срочности ситуации. Итог:
несколько специалистов могут делать одну и ту же работу (например, с
пострадавшим последовательно беседуют классный руководитель,
социальный педагог и педагог-психолог), участники ситуации не понимают
происходящего и оказывают сопротивление (например, родители
наблюдателей, которым не рассказали о природе буллинга и цели работы с
классом, и которые не понимают, зачем в ней участвовать их детям, которые
«ни в чѐм не виноваты»), важные моменты для работы с ситуацией буллинга
оказываются
упущенными.
Основные
фокусы
(мишени)
для
работы.
Акцентирование внимания на сборе фактов о происходящем и о важности
определения природы ситуации (буллинг это или что-то другое). Выбор
способа
действий
на
основании
этой
информации.
Работа с содержанием процесса планирования: внимание к цели работы,
ответственность
специалистов,
согласование
их
действий.
Определение
возможного
специализированной
содержания
школьной
психологической
поддержки
и
помощи.
Фокусировка на системной работе (а не разовых отдельных мерах) со
случаями
буллинга.
Наиболее часто встречающиеся варианты жалоб и обращений родителей в
связи
с
буллингом
(школьной
травлей
детей):
- В настоящее время в школах всѐ ещѐ практикуется метод экстренных
родительских собраний «по случаю очень плохого поведения одного из
детей», на которых родителей ребѐнка, нарушающего правила поведения в
школе, коллективно осуждают, предъявляют ворох жалоб и претензий.
Группа родителей, заранее договорившись между собой, предъявляет
администрации школы требования вывести неугодного ребѐнка из класса.
Важно заменить эту неэффективную практику на профессиональную и
конструктивную.
- Также есть ряд случаев, когда ребѐнка с особенностями внешнего вида,
речи и другими особенностями, избегают, не берут в компанию, не хотят
сидеть с ним за одной партой. В некоторых случаях одноклассники начинают
травить ребѐнка, не желая включать его в свои группы и дела, добиваясь,
чтобы он не ходил с ними в один класс. В этом случае родители ребѐнка
могут обращаться с просьбами о помощи в защите и налаживании общения
одноклассников
и
ребѐнка.
- Жалобы могут быть связаны с тем, что дети/подростки организуют
высмеивание,
издевательства
над
ребѐнком
в
соцсетях.
- Жалобы родителей могут предъявляться в адрес учителя, высмеивающего
ребѐнка перед одноклассниками, пренебрежительно или оскорбительно
высказывающегося в адрес ребѐнка. Эти ситуации требуют вмешательства,
так как иногда учителя сами могут становиться инициаторами травли, либо,
вмешиваясь в ситуацию травли ребѐнка, действуют неэффективно или даже
поддерживают травлю, не осознавая этого. В этих случаях необходимо
прояснение
ситуации
и
обеспечение
защиты
прав
ребѐнка.
- Педагоги сами могут обращаться к администрации с жалобами на
недопустимое поведение учеников (чаще – старших подростков),
подрывающее авторитет учителя, нарушающее его права. Такие случаи
также требуют разъяснения ситуации и обеспечения необходимых действий
в интересах защиты прав, как школьников, так и педагогов.
- Иногда травля обнаруживается поздно, ребѐнок уже значительно пострадал
от действий одноклассников, у него случились срыв адаптации в школе,
угнетѐнное состояние вплоть до нервного расстройства и/ или суицидальных
мыслей. В этих случаях нередко становится известно, что насилие
возрастало: например, от оскорблений по поводу внешнего вида
одноклассники постепенно перешли к комментариям, а затем и действиям
сексуального характера; от насмешек по поводу «слабости» ребѐнка – к
побоям и порче имущества. Тогда родители обращаются не только в школу,
но
и
в
правоохранительные
органы.
- Есть дети, которые систематически организуют группу одноклассников
против какого-либо одного школьника, инициируют травлю. Жалобы от
родителей
могут
поступать
в
отношении
этих
детей.
-Бывают ситуации, когда в поле зрения учителей попадал ребѐнок,
совершивший какой-либо «проступок»: громко и долго кричал на кого-то,
обзывал, оскорблял и не мог остановиться; внезапно набрасывался на кого-то
и начинал бить, рвать одежду, отбирать вещи. При безусловной
недопустимости такого рода агрессии важно прояснять, не является ли такое
поведение результатом травли этого ребѐнка. Возможно, долгое время
подвергаясь насмешкам и издевательствам, ребѐнок не выдержал и начал
таким образом защищать себя и мстить своим обидчикам.
8. Содержание деятельности в рамках реализации алгоритма.
Алгоритм обеспечивает точное реагирование школьных специалистов на
случай буллинга (школьной травли) и включает последовательное и
подробное описание шагов: название; действия специалистов; цель; сроки
реагирования;
ответственные;
основные мероприятия;
ожидаемые
результаты
мероприятий.
В Приложении 1 представлен алгоритм действий по работе с обращением по
поводу
травли.
В Приложении 2 представлена блок-схема организации работы с обращением
(составленная
на
основе
алгоритма).
Действия в рамках алгоритма начинаются с этапа сбора и проверки
информации о предполагаемом случае буллинга. Данный этап включает в
себя
шаги:
1. Приѐм информации о школьной травле от родителей и иных
заинтересованных лиц. Важно понимать, что количество обращений по
поводу буллинга и выявление буллинга на ранней стадии возможны при
достаточной информированности участников учебного процесса о феномене
буллинга и о возможности обращения за помощью – а также о характере
возможной
помощи
в
таких
случаях.
Сигнал принимает любой специалист школы (учитель-предметник,
представитель администрации, классный руководитель, социальный педагог,
психолог).
2.
Передача
сигнала
в
антибуллинговую
команду
школы.
3. Регистрация случая – происходит в документе, выбранном школой для
таких целей. Это могут быть уже существующая форма регистрации
различных инцидентов или специальный журнал работы антибуллинговой
команды.
4. Этап планирования и согласования действий по дальнейшей проверке
информации. Важен даже при экстренной ситуации, где он может быть
кратким, но необходим для обеспечения эффективной работы.
5. Проверка информации (Приложение 3 – инструкция для педагогов о
проведении
первичной
беседы).
а) Первичная беседа с родителем по прояснению ситуации.
б)
Первичная
беседа
с
детьми
(по
отдельности).
в)
Сбор
информации
от
педагогов
г) оценка причинѐнного ущерба (психологического, физического,
материального).
6. Принятие антибуллинговой командой решения о природе ситуации
(буллинг
или
нет).
7. В случае отрицательного ответа – действия по алгоритмам, относящимся к
тому, как именно квалифицирована ситуация (например, действия,
направленные
на
разрешение
конфликта).
8. В случае, если ситуация квалифицирована как буллинг, этап планирования
работы
по
данному
случаю:
8.1. Принятие решения о расширении антибуллинговой команды и функциях
включѐнных
специалистов
(классного
руководителя,
учителейпредметников,
работающих
в
классе).
8.2 Планирование работы с классом, пострадавшими, зачинщиками.
8.3. Принятие решения о видах и характере межведомственного
взаимодействия
(привлечение
помогающих
организаций
для
специализированной
помощи
пострадавшим,
обращение
в
правоохранительные органы при выявлении правонарушения и т.д.).
В Приложении 4 представлена инструкция о том, как поговорить с
подростком
и
его
родителями
о
необходимости
получения
специализированной
помощи.
9. Разъяснительный этап для родителей, детей, педагогов: что такое буллинг,
каковы принципы работы с ним в школе, что предлагается делать в
конкретной
ситуации.
10. Работа по прерыванию травли, возмещению причинѐнного ущерба,
обеспечению
безопасности
(при
необходимости).
11. Школьная поддержка ребѐнка (подростка), пострадавшего от травли.
12. Оказание специализированной психологической помощи пострадавшим и
их родителями (см. также раздел - «Специализированная психологическая
помощь ребѐнку (подростку), пострадавшему от буллинга (травли) и его
родителям»).
13. Оказание специализированной психологической помощи подросткаминициаторам
травли
их
родителями
(подробно
в
разделе
«Специализированная психологическая помощь агрессивному ребѐнку
(подростку)
(инициатору
травли)
и
его
родителям».
14. Работа с классом по выстраиванию конструктивных взаимоотношений в
коллективе (см. раздел «Работа психолога (классного руководителя) со
случаем
буллинга
в
классе».
15.
Работа
с
родителями
по
выстраиванию
конструктивных
взаимоотношений в коллективе ( Подробно в разделе «Организация работы с
родителями
с
целью
противодействия
буллингу»).
16. Оценка ситуации в классе ( подробно в разделе «Работа психолога
(классного
руководителя)
со
случаем
буллинга
в
классе».
17.
Внесение
18.
корректив
Завершение
в
план
работы
работы
со
со
случаем.
случаем.
9. Организационные основы деятельности в рамках реализации
Алгоритма.
С целью соблюдения прав детей и эффективного внедрения алгоритма
рекомендуется:
Достичь предварительной договорѐнности администрации и
педагогического коллектива о принятии алгоритма как общего
порядка последовательных действий школьных специалистов.
Закрепить алгоритм, а также функции всех сотрудников и
специалистов по его реализации локальными актами школы.
На этапе информирования, при внедрении алгоритма, разъяснять
детям, родителям, педагогам, понятным для каждой аудитории
языком, как устроен и как работает алгоритм работы со случаем
буллинга (травли) в школе (в каких случаях следует сообщить о
случае буллинга, к кому обратиться, что предпринять и что будет
происходить после этого). Важно подчѐркивать, что цель такой
работы – создание и поддержание безопасной среды в каждом классе
и в школе в целом. Необходимо информировать участников
образовательного процесса, какую именно помощь могут получать
дети, родители, педагоги, если своевременно заметить и остановить
буллинг. Также важно рассказывать о последствиях, что может
случиться если вовремя не принять меры в ситуации травли.
Обеспечить оперативное реагирование сотрудников школы на
каждое обращение. Для этого необходимо чѐткое распределение
функций участников антибуллинговой команды при получении
сигнала о буллинге. От администрации, педагогов необходима
готовность включаться в командную работу с конкретным случаем и
следовать выработанному сообща плану.
Заранее спланировать, с помощью каких школьных и привлечѐнных
ресурсов возможно охватить основные направления деятельности по
организации помощи на этапе непосредственной работы с
выявленным случаем буллинга: работа с классом, с родителями, с
пострадавшим, зачинщиками.
Обеспечить конкретные пути получения специализированной
психологической ((медицинской) помощи для детей и их родителей,
задетых ситуацией травли. Для этого рекомендуется заключение
соглашения/договора с Ресурсным центром, ППМС-центром,
специализированными СО НКО, региональной службой ДТД, т.е. с
организациями, оказывающими кризисную (экстренную и
пролонгированную) помощь детям, имеющим психологическую
травму, пострадавшим от различного рода насилия.
Организовать контроль эффективности работы по случаю буллинга,
определить ответственных за проведение контроля, закрепить их
роль нормативно.
Организовать мониторинг эффективности реализации алгоритма в
образовательной организации, основанный на количественном,
качественном анализе обращений в антибуллинговую команду,
анализе результатов работы по случаям.
10. Межсекторное взаимодействие по реализации Т-блока (организации,
на базе которых может реализовываться Т-блок; связь с другими Тблоками; связь с другими организациями; работа с общественностью;
особенности
взаимодействия
в
регионах).
Алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в школе может быть принят к
работе специалистами в в общеобразовательных школах, в специальных
(коррекционных) школах, школах-интернатах – с учѐтом специфики данных
образовательных учреждений. Возможна адаптация алгоритма для
реализации в учреждениях дополнительного образования детей, в
учреждениях среднего профессионального образования, где учатся
подростки
после
окончания
9-го
класса.
Взаимодействие
школы
и
психологического
центра
территории.
В целях эффективной помощи затронутым буллингом детям и подросткам
важно выстроенное взаимодействие школы и Центра психологической
помощи, в котором работают психологи со специализацией в области
кризисного консультирования, оказания помощи детям, пережившим
физическое и эмоциональное насилие, а также с опытом эффективного
консультирования детей с агрессивным поведением и их родителей. Важно,
чтобы школа и кризисный центр имели соглашение о сотрудничестве по
организации оказания специализированной психологической помощи детям,
в котором закреплены порядок передачи информации, конфиденциальность,
вид и объѐм обратной связи об оказанной ребѐнку помощи и результатах
работы, пути согласования действий школы и центра по оказанию помощи
ребѐнку. Приложениями к соглашению могут быть бланк заявки школы в
центр об оказании психологической помощи ребѐнку и/или бланк
направления ребѐнка в центр. Помимо документа, важна договорѐнность на
уровне администрации школы и центра о том, кто именно, кому и как
передаѐт информацию о том, что ученику школы нужна помощь, с кем
конкретно из центра связываются потом родители, или кто из специалистов
центра
звонит
им.
Также возможен вариант, когда соглашение между школой и Ресурсным
центром заключается на период работы с конкретным случаем. Тогда данное
соглашение включает конкретные виды деятельности, которые осуществляет
центр (работа с пострадавшими, с зачинщиками, включение в работу с
классом, родителями и т.д.), права и обязанности сторон в этом случае.
Возможно включение в качестве приложения к соглашению плана работы с
перечислением
мероприятий,
ответственных
и
дат.
Важным вопросом является проведение согласования работы специалистов
школы и специалистов Ресурсного центра. Для этого возможен вариант
включения
специалистов
Ресурсного
центра
в
расширенную
антибуллинговую команду школы. Тогда на встрече такой команды (см.
пункт 8.2 алгоритма) уместно обсуждение мишеней работы школы и центра
и способов обмена информацией о проводимой работе и еѐ результатах.
Также возможно участие специалистов школы в консилиумах центра,
посвящѐнных
в
работу
с
данным
случаем.
Для того чтобы специализированная психологическая помощь дошла до
своих «адресатов», необходимо, чтобы у сотрудников школы было ясное
представление о том, как профессионально, аргументированно и тактично
информировать родителей ребѐнка и самого ребѐнка о возможности
получения помощи у специалистов центра. Для этого важно, чтобы
специалисты и педагоги школы имели представление о характере помощи,
которую оказывают в партнѐрских организациях, и могли бы рассказывать об
этом
родителям
и
детям.
11*.
Документооборот
в
процессе
деятельности
Ниже приводится рекомендуемый (примерный) список рабочих документов,
в которых фиксируется деятельность школы в рамках реализации алгоритма.
Возможны варианты, в зависимости от возможностей, потребностей,
инициативы
образовательной
организации.
Школьный порядок реагирования на случай буллинга (травли) – является
приложением к приказу, закрепляющему деятельность школы по
противодействию
травле.
Журнал работы антибуллинговой команды - по сути, является журналом
регистрации обращений в антибуллинговую команду и отражает основную
информацию по участникам инцидентов и о проводимой работе.
Бланк беседы с ребѐнком, родителем – заполняется по итогам беседы с
пострадавшими от буллинга, свидетелями, зачинщиками, а также родителями
всех перечисленных сторон. Содержит описание фактов и проблем,
возникших
в
результате
происходящего.
Согласие родителей на оказание помощи ребѐнку – является документом,
подтверждающим осведомлѐнность родителей о случае травли и
заинтересованность в проведении работы с ребѐнком, направленной на
минимизацию
последствий
травли.
Направление в психологический центр (Ресурсный центр) – документ,
подтверждающий
право
ребѐнка
и
родителей
обратиться
за
специализированной
помощью.
Заявка в психологический центр (Ресурсный центр) на оказание помощи
ребѐнку – документ, содержащий служебную информацию о случае.
12.
Кадровое
обеспечение
деятельности
Количественный состав команды специалистов, реализующих алгоритм:
Антибуллинговая команда (основной минимальный состав): представитель
администрации, учитель-предметник, педагог-психолог, социальный педагог,
классные
руководители
не
менее
4-х
сотрудников.
Расширенная антибуллинговая команда: основной состав 4 сотрудника,
учителя-предметники – от 2 до 15 человек и более, классный руководитель
класса с выявленным случаем: от 4 до 20 человек и более. Расчѐт примерный,
исходит из практики пилотных школ проекта; на практике количественный и
качественный состав зависят от кадровых возможностей образовательной
организации.
Ценностные
установки
и
навыки
специалистов
Все педагогические работники и сторонние специалисты, работающие по
алгоритму, придерживаются единой позиции по отношению к буллингу:
считают травлю недопустимой, разделяют ценности ненасильственного
взаимодействия. Способны транслировать эту позицию детям и родителям.
Признают ответственность администрации и педагогов за прекращение
травли
в
школе.
Понимают, что буллинг – это системное явление, в ситуацию травли всегда
вовлечены не только жертвы, обидчики, но и все учащиеся класса. Являясь
свидетелями травли, учащиеся класса страдают от последствий буллинга, так
что помощь нужна всем. Все педагоги-предметники, работающие с данным
классом, должны быть вовлечены в работу по прекращению травли. При
обнаружении признаков буллинга умеют останавливать обидчиков. Знают,
как
включать
класс
в
то,
чтобы
останавливать
травлю.
При взаимодействии с обидчиками и их родителями придерживаются
безобвинительной позиции, обращают внимание на недопустимость
буллинга и на то, что общая задача и педагогов, и родителей – помочь
ребѐнку
вести
себя
по-другому.
При общении с пострадавшими выражают уверенность в том, что его вины в
происходящем
нет,
оказывают
необходимую
поддержку.
13. Требования к
(памятки,
тесты,
информационно-методическому обеспечению
рабочие
тетради,
анкеты
и
пр.)
Презентация алгоритма работы со случаем буллинга(травли) в
школе;
Памятки детям, учителям, родителям и персоналу школы о
признаках буллинга и о том, куда обращаться, если буллинг
происходит;
Инструкция по проведению беседы с ребѐнком, задетым ситуацией
травли, с его родителями;
Инструкция о том, как рекомендовать родителям и ребѐнку
обращение за психологической помощью.
17.
Методический
контроль
и
супервизия
Супервизия - форма профессионального сопровождения и комплексной
поддержки педагогов, специалистов и руководителей школы, работающих со
случаями буллинга по данному алгоритму. Цель супервизии – развитие
профессиональных компетенций всех участников работы со случаем,
актуализация их личностного потенциала, укрепление позиции педагога и
улучшение условий безопасной, принимающей среды для всех учащихся.
Кроме того, в ходе супервизии осуществляется методический контроль
качества
отработки
случаев
буллинга
в
школе.
Лучше всего, когда супервизорское сопровождение проводится
супервизорами Ресурсного центра, осуществляющими внедрение Модели в
образовательной организации в рамках двусторонних договорѐнностей. В
любом случае, у специалистов должна быть соответствующая подготовка.
Супервизия проводится в оффлайн-формате на базе школы или онлайн в
зависимости от требований текущей ситуации. Независимо от формата
супервизии, еѐ структура и порядок работы сохраняется стандартный.
Обычно включает в себя краткое изложение сути случая, возникающих
трудностей, формулировку запроса и обсуждение путей разрешения
трудностей в соответствии с запросом. Может быть групповой (для всей
антибуллинговой команды школы, для расширенной антибуллинговой
команды) или индивидуальной (при наличии затруднений у отдельных
сотрудников).
Супервизия, как правило, выполняется в соответствии с утверждѐнным
планом (количество и периодичность плановых супервизий обговаривается в
соглашении между школой и Ресурсным центром). В случае возникновения
экстренной ситуации, требующей немедленного разрешения, может быть
организована внеплановая, экстренная супервизия под конкретную трудную
ситуацию.
Рекомендуемая периодичность супервизий на начальном этапе работы по
алгоритму – 1 раз в месяц объѐмом 90 минут. Это даст возможность
разобрать каждый случай буллинга на стадии активной работы. На
последующих этапах периодичность целесообразно сохранить, а стадия
работы может быть уже любая, в зависимости от потребностей специалистов.
18. Типовые кейсы работы со случаями по каждой целевой группе.
Образовательная программа (обучение школьных специалистов
поддержке
детей,
затронутых
буллингом).
Кейс
–
см.
приложение
к
блоку
(случай).
19. Ссылка на образовательный ресурс по Т-блоку (вебинар/серия
вебинаров) в рамках проекта «Конструктор социальных практик НКО2» в рамках специализированного образовательного модуля
«Комплексная межсекторная модель противодействия буллингу» и в
рамках
проектов
опорных
и
стажировочных
площадок.
Открытый вебинар «Алгоритм работы школы со случаем буллинга (травли) в
школе»: https://www.youtube.com/watch?v=aPngWO9Eg5Y
Презентация
алгоритма
в
рамках
итоговой
межрегиональной
конференции: https://www.youtube.com/watch?v=xESnkNaIZXQ
10.1 Таблица «Алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в школе».
(ПРОЕКТ)
Алгоритм разработан в процессе описания и апробации Комплексной
межсекторной модели противодействия буллингу (школьной травле). Задачи
алгоритма - обеспечить согласованную последовательную работу школьных
специалистов по оказанию качественной оперативной школьной поддержки
семье и ребѐнку, задетым ситуацией травли; обеспечение организации
работы по защите прав ребѐнка в соответствии со школьным порядком
реагирования на случай буллинга (травли); активного содействия в
организации специализированной помощи ребѐнку, затронутому буллингом,
и его семье в партнѐрской организации (ресурсном (психологическом)
центре). Алгоритм будет полезен для завучей, классных руководителей,
специалистов школьной антибуллинговой команды, специалистам НКО и
Ресурсных
центров.
10.2 Блок-схема «Алгоритм работы со случаем буллинга (травли) в
школе
10.3 «Как рассказать родителям, зачем ребенку (подростку), затронутому
ситуацией
буллинга
нужна
психологическая
помощь»
1. Приглашая родителей по телефону для беседы по поводу подтверждѐнного
случая буллинга, участники которого нуждаются в специализированной
психологической помощи вне школы, следует внимательно ознакомиться со
сведениями о родителях, их месте работы и рабочих графиках, для того
чтобы выбрать удобное время, когда родитель точно дома.
В беседе сказать, что ребѐнок попал в ситуацию, которую следует обсудить
лично и вместе посоветоваться, как дальше поступить. Не нужно обозначать
роль ребѐнка в буллинге, чтобы не вызвать защитную реакцию родителей, не
следует по телефону обвинять или пугать последствиями. Можно при
проявлении сопротивления родителя уточнить, что ситуация достаточно
серьѐзная,
она
зарегистрирована
как
конфликтная,
требующая
разбирательства, имеется протокол школьной комиссии, что уже ведѐтся
работа, и прийти все равно придѐтся. Важно дать понять родителям, что без
их участия ситуация, неприятная для ребѐнка, может просто затянуться, но
не разрешится, а это плохо для ребѐнка, для его успеваемости и отношений в
классе.
2. На встрече установить партнѐрские отношения, подтвердить намерение и
желание помочь ребѐнку. Представить информацию с опорой на факты о
ситуации травли, подтвердить объективность данных. Важно избегать
суждений, интерпретаций, оценок и ярлыков. Рассказать, какая работа по
случаю уже ведѐтся и будет вестись с детьми, классом, родителями.
3. Спросить родителя, как эта ситуация видится с его стороны, как он сам
объясняет случившееся. Важно обсудить его намерения в отношении своего
ребѐнка. Дать высказаться, выслушать не прерывая. Ответить на вопросы,
если возникают. Делать это корректно и прямо, не оправдываясь, никого не
обвиняя и не смягчая серьѐзность ситуации. В случае недооценивания
родителем вреда для ребенка в ситуации буллинга предложить посмотреть
буклеты о буллинге и другие информационные материалы, которые
приготовлены заранее. Важно при этом не нагнетать обстановку, не
запугивать родителя. Можно напомнить, что работа по этому случаю уже
ведѐтся, что в интересах ребѐнка, как при физическом недуге или болезни,
получить специализированную профессиональную помощь, не ждать
усугубления болезни или осложнений. В случае аффективной,
эмоциональной реакции родителя успокоить, предложить воды, действовать
уважительно, эмпатийно и бережно, без упреков. Важно сохранять
благожелательные,
доверительные
отношения.
4. Внимательно отнестись к признакам сопротивления родителя (отказ от
получения помощи, сомнение в необходимости что то предпринимать,
обесценивание полученной информации). Обязательно поинтересоваться в
корректной форме, с чем связаны отказ или сомнение. Часто бывает, что у
родителя есть опасения по поводу работы с психологом, связанные с
недостаточной информированностью об этом или с неверными
представлениями о том, по каким причинам школа предлагает обратиться за
психологической помощью. Следует уважительно отнестись к опасениям
родителя, признать его право на такие опасения. В ответ на каждое
конкретное опасение рассказать, как обстоят дела на самом деле. Например,
если родитель опасается, что ребѐнку, который ходит на занятия в
психологический центр, непременно ставят психиатрический диагноз,
следует объяснить, в чѐм отличие психологической помощи от
психиатрической.
Если ребѐнок (зачинщик травли) в связи с инцидентом уже поставлен на
профилактический внутришкольный учѐт или учѐт в ПДН и родитель
опасается, что обращение в психологический центр только усугубит
положение – пояснить что постановка на учет это уже последствия того, как
складывалась ситуация в прошлом и обращение за помощью будет шагом к
тому, чтобы в ребѐнок был снят с этого учѐта смог в связи с тем что смог
изменить
свое
поведение
получив
профессиональную
помощь.
5. Объяснить родителю, что в интересах ребѐнка - получить помощь у
профессионала в Центре психологической помощи, где опытные детские
психологи регулярно и добросовестно помогают детям и подросткам в
подобных
случаях.
Объяснить,
что
помощь
безвозмездная,
конфиденциальная, законная. (Основанием для оказания психологической и
психолого-педагогической помощи является наличие письменного заявления
или согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, не
достигшего 15-летнего возраста, и наличие письменного заявления или
согласия
несовершеннолетнего,
достигшего
15-летнего
возраста).
6. Кратко рассказать про конкретный Центр психологической помощи (
ресурсный центр). Сколько лет Центр сотрудничает со школой, что его
работой довольны и дети, и родители, и педагоги, что поддержка оказывается
по потребностям ребѐнка, что родитель также участвует в процессе
восстановления и коррекции поведения ребѐнка. Рассказать, в чѐм именно
может заключаться психологическая помощь (диагностика состояния,
выявление на основании диагностики основных трудностей ребѐнка, занятия
по преодолению этих трудностей – например, обучение саморегуляции,
работа с самооценкой, проработка тяжѐлых переживаний ребѐнка, выработка
новых способов поведения и т.д.). Следует сделать акцент на уважении роли
родителя, его участия в помощи своему ребѐнку. Добавить, что, возможно,
понадобятся личное присутствие родителей на сессиях или отдельные
посещения
и
встречи.
7. Сформулировать те договорѐнности, которых удалось достичь в ходе
встречи. Поблагодарить за сотрудничество, за уделенное время и
оперативную реакцию. Поддержать стремление помогать своему ребенку в
сложной ситуации. Выразить уверенность, что семья обязательно справятся с
этой ситуацией, затраченное время и усилия приведут к тому, что поведение
ребенка и его отношения со сверстниками в классе улучшатся и будет снять
риск
повторения
травли
в
будущем.
Обязательно попросить держать вас в курсе, как проходит работа с
психологом центра. Подтвердить готовность также давать родителю
информацию о ситуации в классе.