с. Кутеевка 2020г. 1 I. Аналитическая справка по результатам самообследования МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области Самообследование МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области (далее Школа) проводилось в соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной организации, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией», приказом Минобразования и науки РФ от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, в целях доступности и открытости информации о деятельности образовательных организаций»Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 1218 "О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462" Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования. Самообследование проводится ежегодно в период с января по декабрь администрацией школы. Самообследование проводится в форме анализа. Задачи самообследования: • Проанализировать динамику контингента обучающихся. • Изучить качественный состав педагогических кадров, определить уровень профессионализма и соответствие его современным требованиям. • Оценить результативность воспитательной работы. • Установить соответствие материально - технического оснащения ОО всоответствии с нормативным требованиями, требованиями ФГОС. • Проанализировать результаты обучения на конец года, сравнить с имеющимися данными за предыдущие годы обучения. • Оценить достижения школы за отчѐтный период. • Сделать выводы о качестве созданных условий в ОО для осуществления образовательного процесса, адекватность их требованиям выполнения ФГОС и потребности в обучении, оценить качество результата обучения и сравнить с внешней оценкой. Способы и методы получения информации: • сбор и обработка информации по основным направлениям; • качественная и количественная обработка информации; • экспертиза; • анкетирование; • опросы. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления ОО, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности ОО. Представленные данные позволяют получить информацию о состоянии системы образования в школе, судить о тенденциях и изменениях развития, создать основу для эффективного управления качеством образования на уровне образовательного учреждения. В процессе самообследования за 2020 год была проведена оценка образовательной деятельности школы, системы управления ОО, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества 2 кадрового,учебно-методического,библиотечно-информационногообеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней оценки качества образования, проведен анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию. В процессе самообследования проведен анализ содержания, уровня и качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам на соответствиеэтих программ требованиям ФГОС. В качестве основных источников информации для аналитического отчета использовались: • формы государственной статистической отчетности по образованию; • данные по результатам государственной итоговой аттестации; • данные мониторингов качества образования различного уровня; • результаты проверок контрольно-надзорных органов; • результаты независимой оценки качества образования; • публикации в СМИ, сети «Интернет» и др. Отчет представлен в текстовой и табличной форме и включает в себя разделы согласно методическим рекомендациям по организации и проведению самообследования образовательных организаций Белинского муниципального района 1. Общие сведения о школе МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области открыта 1 сентября 1975 года. Учредителем является Администрация Белинского района Пензенской области Полное наименование образовательной организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Кутеевки Белинского района Пензенской области Юридический адрес: 442282, Пензенская область, Белинский район, с.Кутеевка Улица Луговая, д.7 Телефон 8 (84153) 3-46-37 E-mai shk-kuteevka@yandex.ru Согласно лицензии 58Л01 № 0000820 от 21октября 2016 г. и свидетельству о государственной аккредитации 58 А01 № 0000412 от 21 октября 2016 г. школа оказывает образовательные услуги в рамках выполнения государственного задания по следующим направлениям: начальное общее образование, основное общее образование, дополнительное образование детей и взрослых. Основной целью деятельности ОО является осуществление образовательной деятельности по образовательной программе начального общего, основного общего образования. Приѐм граждан в ОО на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего образования осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ №273 от 29.12.2012 г, Уставом школы, требованиям СаНПиНа -2020 и локальными актами ОО. Отношения между ОО и родителями (законными представителями) обучающихся строятся на договорной основе - Договор о сотрудничестве школы и родителей (законных представителей) обучающихся. Режим работы ОО отвечает требованиям СаНПиНа: в ОО в 1классе пятидневная, в 2-9 классах шестидневная рабочая неделя. Занятия начинались в 9.00 с 01.01.2021 г. В соответствии с требованиями СаНПиН 3598-20 с 01.09.2020 г. учебные занятия начинаются: в 9.00 и заканчиваются в 14.35, вторая половина занята внеурочной деятельностью. Сменность обучения: одна. Форма обучения: дневная. 3 Язык обучения: русский. Продолжительность учебного года- 34 учебные недели Аттестация учащихся: • промежуточная: по четвертям для 2-9 классов; • итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», документами Министерства просвещения РФ Сравнительные данные численности обучающихся по уровням обучения: Показатель 2018 2019 2020 Общая численность обучающихся по образовательной программе начального общего образования 8 8 Общая численность обучающихся по образовательной программе основного общего образования 17 9 7 Общая численность обучающихся 33 25 17 7 Численность обучающихся снизилась в связи изменением микрорайона школы. Прослеживается тенденция к снижению образовательного и культурного уровня родителей обучающихся, поступающих в первый класс, сохраняется количество неполных семей. Несмотря на объективные изменения, в ОО сохраняется сложившаяся за многие годы устойчиво-комфортная психологическая атмосфера на основе традиций толерантного, дружеского общения не только внутриклассных коллективов, но и между разновозрастными группами детей и подростков, учителей и родителей. Особенности социально-культурной среды ОО: • большую часть обучающихся представляют дети, проживающие в микрорайоне ОО; • развитие социального партнерства с культурно-образовательными учреждениями района. В 2020 году ОО продолжила работу по созданию условий для обеспечения единства образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего образования. Ожидаемые конечные результаты в развитии единого образовательного пространства: • обеспечение равного доступа к получению качественного образования для детей различной мотивации к обучению; • обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся в освоении знаний; • удовлетворенность жизнедеятельностью школы всех участников образовательных отношений; • повышение качества обучения; • дифференциация и индивидуализация обучения на основе использования деятельностного метода обучения и личностно-ориентированного подхода; • эффективное функционирование системы выявления одаренности детей и обеспечение условий, способствующих их раскрытию и развитию; • индивидуальное сопровождение обучающихся, требующих особого педагогического внимания; • формирование на основе принципов толерантности и взаимоуважения успешной личности, владеющей универсальными учебными действиями, отвечающей 4 требованиям современного общества. В ОО созданы условия для реализации образовательных Программ НОО, ООО в соответствии с требованиями ФГОС. Разработаны Программы внеурочной деятельности и учебных курсов по выбору обучающихся в соответствии с ФГОС. Занятия учебных курсов и внеурочной деятельности ведутся с применением нелинейного расписания и с учетом индивидуальной траектории развития каждого школьника В повседневную практику учителя вошли современные педагогические технологии, имеющих интерактивный диалоговый характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся, ведущих к взаимопониманию, взаимодействию, поддержке, к развитию ключевых компетентностей; информационнокомпьютерные технологии. 2.Администрация школы: Управление образовательным ОО осуществляется в соответствии с действующим законодательством, на основании Устава с соблюдением принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ОО является руководитель директор. Коллегиальными органами управления ОО являются: общее собрание работников, Педагогический совет. Все органы самоуправления работают в рамках своей компетенции и в полном объеме реализуют свои права и исполняют обязанности. Оперативное управление, реализуемое директором ОО, осуществляется своевременно на основании решений, принятых органами самоуправления. Структура управления ОО предполагает тесное взаимодействие персональных органов(директор, его заместитель, классные руководители, учителя) с коллегиальными органами управления, представленными различными участниками образовательных отношений (педагогами, родителями). Координация деятельности аппарата управления реализуется через административные совещания, совещания при директоре, работу Педагогического совета, корректировку плана работы ОО, и осуществляется в различных формах, выбор которых определяется исходя из задач, поставленных образовательной программой, программой развития, годовым планом работы, локальными актами ОО. Основными формами координации деятельности аппарата управления в ОО являются: годовой план работы ОО; план ВШК; заседания Педагогического совета; административные совещания; тематические совещания при директоре. Система управления ОО постоянно развивается и совершенствуется, образуя новые структуры, получающие полномочия управления различными направлениями деятельности ОО. Система критериев эффективности управления ОО включает следующие показатели: эффективность использования материально-технических ресурсов; эффективность использования финансовых, ресурсов; эффективность использования кадровых ресурсов; подготовленность педагогического коллектива; целесообразность структуры управления; готовность руководителей к управленческой деятельности; эффективность использования времени; мотивированность членов коллектива на качественный труд; наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе; 5 динамика успеваемости обучающихся за последние годы; качество результатов обучения по основным предметам на всех ступенях ; эффективность использования научно-методических ресурсов; охрана здоровья обучающихся и педагогов. 3.Кадровый состав: На конец 2020 года в школе работали Из них: Высшей категории Первой категории 8 педагогов 1 педагог 7 педагогов 4.Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости 2-4 классов Показатель 2018 2019 2020 Кол-во чел. (2-4 классы) На «5» На «4» и «5» С одной «4» С одной «3» Неуспевающие Качество знаний Успеваемость 8 1 3 1 1 0 70 100 8 1 2 2 1 0 67 100 7 1 2 1 0 0 50 100 Сравнивая результаты по годам, наблюдаем, что необходимо усилить работу на предотвращение неуспешности учащихся, вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития уч-ся, а также усилить работу с мотивированными уч-ся: - проводить занятия с детьми по развитию познавательных способностей; - с целью выявления способных, высокомотивированных уч-ся проводить предметные олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, начиная со 2 класса; - продолжить практику участия учащихся начальной школы в проектной деятельности с обязательной защитой работ на ежегодной научно – практической конференции. 5.Анализ работы в основном и среднем звене классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 2018 17 Качество знаний Успеваемость 100% 25 % 67% 75% 100% 100% 100% 100% 2019 9 Качество знаний 100% 100% 25% 67% Успеваемость 100% 100% 100% 100% 2020 6 Качество знаний 75% 75% 100% 100% 85 25 100% 100% Успеваемость В связи с изменением количества обучающихся, а по некоторым позициям качества их обученности учителям необходимо продолжить работу на предотвращение неуспешности учащихся, выстраивать процесс обучения с учѐтом индивидуального темпа и уровня развития учащихся, а также усилить работу с мотивированными учащимися через внеурочную деятельность и индивидуальные занятия. Итоги 2020 учебного года итоги промежуточной аттестации 6 Согласно школьному плану с 24 по 31 мая 2020 года проходили административные контрольные работы для 2 – 8 классов согласно положению и графику проведения промежуточной аттестации. Цель: выявить уровень универсальных учебных действий – (знаний, умений и навыков) учащихся школы; отследить динамику обученности учащихся, провести коррекцию деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости. Срезы проходили в форме контрольных работ, диктантов, тестов и ВПР. На педсовете проанализированы результаты данных срезовых работ, выявлены типичные ошибки, спланирована работа над ними, проведена корректировка тематического планирования. Результаты таблице: промежуточной аттестации Кла сс Ф.И.О. учителя Предмет /выполняли работу 2 Бибякова Д.Ш. Математика/1 Русский язык/1 Окружающий мир/1 Математика/1 Русский язык/1 Окружающий мир/1 Математика/3 Русский язык/3 Окружающий мир/3 Математика/1 Русский язык/1 Немецкий язык/1 География/1 Математика/1 Русский язык/1 История /1 Английский язык /1 Математика/3 Русский язык/3 Обществознание /3 География /3 3 4 5 6 8 Бибякова Д.Ш. Утюшева Л.А. Неврюзина Р.К. Дубина Г.Р. Кочекаева Р.Ш. Караякова Л.К. Неврюзина Р.К. Утюшева Л.А. Узбекова Р.И. Кочекаева Р.Ш. Неврюзина Р.К. Утюшева Л.А. Узбекова Р.И. Караякова Л.К. «5» в 2- 8 х классах представлены в «4» «3» % качества Успеваемость в% 1 1 0 0 100 100 100 100 1 1 1 0 0 100 100 100 100 2 1 2 100 67 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 1 1 1 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 2 2 2 1 1 1 100 100 100 100 100 100 2 1 100 100 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «2» 7 6.Внутришкольный контроль и мероприятия, осуществляемые в рамках школьной системы оценки качества в 2020 году: Внутришкольный контроль в школе осуществлялся на основании Положения и Плана работы на 2020 год, регламентирующего содержание и условия проведения контроля. Внутришкольный контроль осуществляли: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 1.Учебная деятельность: - посещение уроков администрацией и учителями; - проведение открытых уроков; - отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях по предмету: - предметные недели; - участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. - регулярная проверка документации и отчетности; 2.Воспитательный процесс: - регулярная проверка документации и отчетности - посещение администрацией классных часов - внеклассные мероприятия -участие в творческих конкурсах и спортивныхмероприятиях 7. Оценка внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего и основного общего образования. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность в ОО организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Перечень программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление; Духовно-нравственное направление; Социальное направление; Общеинтеллектуальное направление; Общекультурное направление. 8.Оценка качества учебно-методического и библиотечно- информационного обеспечения Методическое обеспечение школы соответствует целям и задачам ОО:формирование личности выпускника как субъекта учебной, исследовательской, трудовой,управленческой, художественно-эстетической деятельности, как субъекта гражданских,экологических, социальных отношений, субъекта общения и саморазвития, тем самымпозволяет дать образование на уровне образовательных стандартов всем обучающимся. В ОО имеется система учебно-методических материалов, обеспечивающихобразовательный процесс. Учителя реализовывают государственные программы(федеральные, авторские), подкрепленные учебниками и дидактическими материалами,соответствующими ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГОС. УМК ОО составлен на основефедерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных 8 Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе. Методическая работа ОО оформляется документально в форме: протоколов педагогического совета; годового плана работы школы; плана ВШК; плана методической работы; письменных материалов по анализу и самоанализу; аналитических справок; отчетов о проведенных мероприятиях; докладов, сообщений, текстов, разработанных модифицированных, адаптированных методик, технологий, программ, обобщенных материалов о системе работы педагогов, материалов печати по проблемам образования, информации с городских, областных семинаров. Аналитическую деятельность методических обеспечений ОО осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной 9.Основные направления работы на 2020 год: 1.Совершенствовать получение обучающимися качественного образования, включающего навыки компетентностного уровня в соответствии с личностными потребностями и индивидуальными возможностями каждого ребенка. 2.Продолжить систематизированно изучать, обобщать и распространять педагогический опыт, изучать способы мотивации учения. 3.Совершенствовать оптимальные условия деятельности учителя для его творческого роста и достижения профессиональной успешности; овладения им ключевыми профессиональными компетенциями. 4. Разработка и внедрение новых механизмов выявления и развития одаренности обучающихся. 5.Совершенствование системы качественной подготовки учащихся к ГИА. 6.Решение проблемы повышения качества образования и воспитания в школе на основе внедрения инновационных образовательных технологий(здоровьесберегающие технологии и др.) 7.Укрепление и расширение связей с общественностью, организациями среднего профессионального образования, представителями реального сектора экономики, родителями ,способствующих развитию школы как открытой образовательной системы. 8. Укрепление и пополнение материально – технической базы школы для построения качественной предметно – пространственной развивающей среды, способной максимально удовлетворить образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). 9