I. Аналитическая справка по результатам самообследования МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области Самообследование МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области (далее Школа) проводилось в соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной организации, утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией», приказом Минобразования и науки РФ от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, в целях доступности и открытости информации о деятельности образовательных организаций» Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 1218 "О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462" Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования. Самообследование проводится ежегодно в период с января по декабрь администрацией школы и проводится в форме анализа. Задачи самообследования: • Проанализировать динамику контингента обучающихся. • Изучить качественный состав педагогических кадров, определить уровень профессионализма и соответствие его современным требованиям. • Оценить результативность воспитательной работы. • Установить соответствие материально - технического оснащения ОО в соответствии с нормативным требованиями, требованиями ФГОС. • Проанализировать результаты обучения на конец года, сравнить с имеющимися данными за предыдущие годы обучения. • Оценить достижения школы за отчѐтный период. • Сделать выводы о качестве созданных условий в ОО для осуществления образовательного процесса, адекватность их требованиям выполнения ФГОС и потребности в обучении, оценить качество результата обучения и сравнить с внешней оценкой. Способы и методы получения информации: • сбор и обработка информации по основным направлениям; • качественная и количественная обработка информации; • экспертиза; • анкетирование; • опросы. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления ОО, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности ОО. Представленные данные позволяют получить информацию о состоянии системы образования в школе, судить о тенденциях и изменениях развития, создать основу для эффективного управления качеством образования на уровне образовательного учреждения. В процессе самообследования за 2021 год была проведена оценка образовательной деятельности школы, системы управления ОО, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового,учебно-методического,библиотечно-информационногообеспечения, материальнотехнической базы, функционирования внутренней оценки качества образования, проведен анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию. В процессе самообследования проведен анализ содержания, уровня и качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам на соответствие этих программ требованиям ФГОС. В качестве основных источников информации для аналитического отчета использовались: • формы государственной статистической отчетности по образованию; • данные по результатам государственной итоговой аттестации; • данные мониторингов качества образования различного уровня; • результаты проверок контрольно-надзорных органов; • результаты независимой оценки качества образования; • публикации в СМИ, сети «Интернет» и др. Отчет представлен в текстовой и табличной форме и включает в себя разделы согласно методическим рекомендациям по организации и проведению самообследования образовательных организаций Белинского муниципального района 1. Общие сведения о школе МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области открыта 1 сентября 1975 года. Учредителем является Администрация Белинского района Пензенской области Полное наименование образовательной организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Кутеевки Белинского района Пензенской области Юридический адрес: 442282, Пензенская область, Белинский район, с.Кутеевка Улица Луговая, д.7 Телефон 8 (84153) 3-46-37 E-mai shk-kuteevka@yandex.ru Согласно лицензии 58Л01 № 0000820 от 21октября 2016 г. и свидетельству о государственной аккредитации 58 А01 № 0000412 от 21 октября 2016 г. школа оказывает образовательные услуги в рамках выполнения государственного задания по следующим направлениям: начальное общее образование, основное общее образование, дополнительное образование детей и взрослых. Основной целью деятельности ОО является осуществление образовательной деятельности по образовательной программе начального общего, основного общего образования. Приѐм граждан в ОО на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего образования осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ №273 от 29.12.2012 г, Уставом школы, требованиям СаНПиНа -2020 и локальными актами ОО. Отношения между ОО и родителями (законными представителями) обучающихся строятся на договорной основе - Договор о сотрудничестве школы и родителей (законных представителей) обучающихся. Режим работы ОО отвечает требованиям СаНПиНа: в ОО в 1классе пятидневная, в 2-9 классах шестидневная рабочая неделя. В соответствии с требованиями СаНПиН 3598-20 с 01.01.2021 г. учебные занятия начинаются: в 9.00 и заканчиваются в 14.35, вторая половина занята внеурочной деятельностью. Сменность обучения: одна. Форма обучения: дневная. Язык обучения: русский. Продолжительность учебного года- 34 учебные недели Сроки каникул c изменениями в период ограничений и профилактических мероприятий в связи с пандемией COVID -19: Период Осенние каникулы Зимние каникулы Даты начала и окончания с 30.10.2021 по 07.11.2021 (9 дней) с 30.12.2021 по 09.01.2022 (11 дней) Классы 1 -9 1-9 Дополнительные каникулы Весенние каникулы с 14.02.2022 по 20.02.2022 (7 дней) с 28.03.2022 по 06.04.2022 (10 дней) 1 1 -9 Аттестация учащихся: • промежуточная: по четвертям для 2-9 классов; • итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», документами Министерства просвещения РФ Сравнительные данные численности обучающихся по уровням обучения: Показатель 2019 2020 2021 Общая численность обучающихся по образовательной программе начального общего образования 8 8 Общая численность обучающихся по образовательной программе основного общего образования 17 9 7 Общая численность обучающихся 25 17 14 7 Численность обучающихся снизилась в связи изменением микрорайона школы. Прослеживается тенденция к снижению образовательного и культурного уровня родителей обучающихся, поступающих в первый класс, сохраняется количество неполных семей. Несмотря на объективные изменения, в ОО сохраняется сложившаяся за многие годы устойчиво-комфортная психологическая атмосфера на основе традиций толерантного, дружеского общения не только внутриклассных коллективов, но и между разновозрастными группами детей и подростков, учителей и родителей. Особенности социально-культурной среды ОО: • большую часть обучающихся представляют дети, проживающие в микрорайоне ОО; • развитие социального партнерства с культурно-образовательными учреждениями района. В 2021 году ОО продолжила работу по созданию условий для обеспечения единства образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего образования. Ожидаемые конечные результаты в развитии единого образовательного пространства: • обеспечение равного доступа к получению качественного образования для детей различной мотивации к обучению; • обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся в освоении знаний; • удовлетворенность жизнедеятельностью школы всех участников образовательных отношений; • повышение качества обучения; • дифференциация и индивидуализация обучения на основе использования деятельностного метода обучения и личностно-ориентированного подхода; • эффективное функционирование системы выявления одаренности детей и обеспечение условий, способствующих их раскрытию и развитию; • индивидуальное сопровождение обучающихся, требующих особого педагогического внимания; • формирование на основе принципов толерантности и взаимоуважения успешной личности, владеющей универсальными учебными действиями, отвечающей требованиям современного общества. В ОО созданы условия для реализации образовательных Программ НОО, ООО в соответствии с требованиями ФГОС. Разработаны Программы внеурочной деятельности и учебных курсов по выбору обучающихся в соответствии с ФГОС. Занятия учебных курсов и внеурочной деятельности ведутся с применением нелинейного расписания и с учетом индивидуальной траектории развития каждого школьника В повседневную практику учителя вошли современные педагогические технологии, имеющих интерактивный диалоговый характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся, ведущих к взаимопониманию, взаимодействию, поддержке, к развитию ключевых компетентностей; информационно-компьютерные технологии. 2.Администрация школы: Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с действующим законодательством, на основании Устава с соблюдением принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ОО является руководитель - директор. Коллегиальными органами управления ОО является: Педагогический совет. Все органы самоуправления работают в рамках своей компетенции и в полном объеме реализуют свои права и исполняют обязанности. Оперативное управление, реализуемое директором ОО, осуществляется своевременно на основании решений, принятых органами самоуправления. Структура управления ОО предполагает тесное взаимодействие персональных органов (директор, его заместитель, классные руководители, учителя) с коллегиальными органами управления, представленными различными участниками образовательных отношений (педагогами, родителями). Функциональные обязанности среди заместителя директора по учебно-воспитательной работе распределяются по следующим направлениям: руководство учебно – воспитательной работой; руководство воспитательной работой; руководство работой МО Координация деятельности аппарата управления реализуется через административные совещания, совещания при директоре, работу Педагогического совета, корректировку плана работы ОО, и осуществляется в различных формах, выбор которых определяется исходя из задач, поставленных образовательной программой, программой развития, годовым планом работы, локальными актами ОО. Основными формами координации деятельности аппарата управления в ОО являются: годовой план работы ОО; план ВШК; заседания Педагогического совета; заседания Методических объединений учителей; административные совещания; тематические совещания при заместителе директора; тематические совещания при директоре. Система управления ОО постоянно развивается и совершенствуется, образуя новые структуры, получающие полномочия управления различными направлениями деятельности ОО. Система критериев эффективности управления ОО включает следующие показатели: эффективность использования материально-технических ресурсов; эффективность использования финансовых, ресурсов; эффективность использования кадровых ресурсов; подготовленность педагогического коллектива; целесообразность структуры управления; готовность руководителей к управленческой деятельности; эффективность использования времени; мотивированность членов коллектива на качественный труд; наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе; динамика успеваемости обучающихся за последние годы; качество результатов обучения по основным предметам на всех ступенях ; эффективность использования научно-методических ресурсов; охрана здоровья обучающихся и педагогов. 3.Кадровый состав: На конец 2021 года в школе работали Из них: Высшей категории Первой категории 8 педагогов 1 педагог 7 педагогов 4.Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости 2-4 классов Показатель 2019 2020 2021 Кол-во чел. (2-4 классы) На «5» На «4» и «5» С одной «4» С одной «3» Неуспевающие Качество знаний Успеваемость 8 1 3 1 1 0 70 100 8 1 2 2 1 0 67 100 7 1 2 1 0 0 50 100 Сравнивая результаты по годам, наблюдаем, что необходимо усилить работу на предотвращение неуспешности учащихся, вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития уч-ся, а также усилить работу с мотивированными уч-ся: - проводить занятия с детьми по развитию познавательных способностей; - с целью выявления способных, высокомотивированных уч-ся проводить предметные олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению,окружающему миру, начиная со 2 класса; - продолжить практику участия учащихся начальной школы в проектной деятельности с обязательной защитой работ на ежегодной научно – практической конференции. 5.Анализ работы в основном звене классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 2019 17 2020 9 Качество знаний Успеваемость 100% 25 % 67% 75% 100% 100% 100% 100% Качество знаний 100% 100% 25% 67% Успеваемость 100% 100% 100% 100% 2021 6 Качество знаний 75% 75% 100% 100% 85 25 100% 100% Успеваемость В связи с изменением количества обучающихся, а по некоторым позициям качества их обученности учителям необходимо продолжить работу на предотвращение не успешности учащихся, выстраивать процесс обучения с учѐтом индивидуального темпа и уровня развития учащихся, а также усилить работу с мотивированными учащимися через внеурочную деятельность и индивидуальные занятия. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников за курс основного общего образования Количество учся 9 кл. на «5» на «4» на «3» Русский язык 1 1 1 Математика Обществознание География 1 1 1 2 2 1 1 итого 3 3 3 3 Итоги 2021 учебного года итоги промежуточной аттестации Согласно школьному плану с 24 по 31 мая 2021 года проходили административные контрольные работы для 2 – 8 классов согласно положению и графику проведения промежуточной аттестации. Цель: выявить уровень универсальных учебных действий – (знаний, умений и навыков) учащихся школы; отследить динамику обученности учащихся, провести коррекцию деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости. Срезы проходили в форме контрольных работ, диктантов, тестов и ВПР. На педсовете проанализированы результаты данных срезовых работ, выявлены типичные ошибки, спланирована работа над ними, проведена корректировка тематического планирования. Результаты промежуточной аттестации в 2- 8 х классах представлены в таблице: Кла сс Ф.И.О. учителя Предмет /выполняли работу 2 Бибякова Д.Ш. Математика/1 Русский язык/1 Окружающий мир/1 Математика/1 Русский язык/1 Окружающий мир/1 Математика/3 Русский язык/3 Окружающий мир/3 Математика/1 Русский язык/1 Немецкий язык/1 География/1 Математика/1 Русский язык/1 История /1 Английский язык /1 Математика/3 Русский язык/3 Обществознание /3 География /3 3 4 5 6 8 Бибякова Д.Ш. Утюшева Л.А. Неврюзина Р.К. Дубина Г.Р. Кочекаева Р.Ш. Караякова Л.К. Неврюзина Р.К. Утюшева Л.А. Узбекова Р.И. Кочекаева Р.Ш. Неврюзина Р.К. Утюшева Л.А. Узбекова Р.И. Караякова Л.К. «5» «4» «3» % качества Успеваемость в% 1 1 0 0 100 100 100 100 1 1 0 0 100 100 100 100 100 67 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 1 1 1 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 2 2 2 1 1 1 100 100 100 100 100 100 2 1 100 100 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 «2» 6.Внутришкольный контроль и мероприятия, осуществляемые в рамках школьной системы оценки качества в 2021 году: Внутришкольный контроль в школе осуществлялся на основании Положения и Плана работы на 2021 год, регламентирующего содержание и условия проведения контроля. Внутришкольный контроль осуществляли: директор, заместитель директора по учебновоспитательной работе. 1.Учебная деятельность: - посещение уроков администрацией и учителями; - проведение открытых уроков; - отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях по предмету: - предметные недели; - участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. - регулярная проверка документации и отчетности; 2.Воспитательный процесс: - регулярная проверка документации и отчетности - посещение администрацией классных часов - внеклассные мероприятия -участие в творческих конкурсах и спортивных мероприятиях Выводы: учителям-предметникам разработать меры по повышению показателей качества обучения. Участие в конкурсах, олимпиадах Результативность работы педагогов отражается и в участии и победах, их обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях очно и дистанционно. В 2021 году в МОУ ООШ с.Кутеевки была продолжена работа по реализации программы «Одарѐнные дети», целью которой является формирование системного подхода к решению проблем поиска, сохранения, развития и поддержки талантливых детей. В течение учебного года в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для поддержки одарѐнных детей, пропаганды научных знаний в школе прошли олимпиады и конкурсы по всем предметам. Учителя-предметники старались использовать разные методы и приѐмы работ с целью выявления лучших и способных учащихся для участия на муниципальных предметных олимпиадах, а именно провели предметные олимпиады, тестирования. Задания, как правило, требовали от учащихся нестандартного подхода к выполнению работ, проявления творческой индивидуальности. № п/пФИО учащегося Класс ФИО руководителя Название конкурса (указать какой: районный, областной, Всероссийский, Межрегиональный и др.) Достижения, места 1 Бибякова Диния Наилевна 8 класс Дубина Гульнара Равильевна Межрегиональный конкурс «Джалиловские чтения» 2 место г.Пенза 2 Дубина Лиана Искандеровна 8 класс Дубина Гульнара Равильевна Межрегиональный конкурс «Джалиловские чтения» 3 место г.Пенза 3 Дашкина Ляйсан Газинуровна 4 класс Дубина Гульнара Равильевна Муниципальный этап Всероссийского конкурса авторского творчества «Человек доброй воли» 3 место г.Белинский 4 Бибякова Диния Наилевна 8 класс Узбекова Румия Исхаковна 3место г.Белинский 5 Бибякова Диния Наилевна 8 класс Кочекаева Рамзия Шагиазамовна Районный фестиваль-конкурс детского творчества «Пензенские звездочки», номинация «Эстрадный вокал» Районная научнопрактическая конференция 6 Бибякова Диния Наилевна 8 класс Дубина Гульнара Равильевна Областной детский фольклорный конкурс «Тургай» 3 место г. Пенза, 7 Ибрагимова Линара Рафиковна 9 класс Панова Любовь Васильевна Диплом участника, областной конкурс юных исполнителей на народных инструментах (баян, аккордеон) Диплом участника г.Пенза 8 Дубина Лиана Искандеровна 8 класс Одинокова Румия Абдулловна Районный этап конкурса чтецов «Живая классика» Диплом участника г.Белинский 9 Одиноков Марат Рифатович, 9 класс Дубина Гульнара Равильевна Грамота, районный этап областного фотоконкурса «Мир глазами детей» номинация «Пейзаж» 2 место г.Белинский 10 Одиноков Марат Рифатович, 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районный этап областного детского турнира «Чудо-шашки- 1 место г.Белинский 11 Одиноков Марат Рифатович, 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районные соревнования по легкой атлетике на дистанции 500м. 2 место г.Белинский 2 место г.Белинский 12 Одиноков Марат Рифатович, 9 класс Панова Любовь Васильевна Диплом участника XVII Кикинского форума «Одаренные дети» Диплом участника., с.Кикино 13 Одиноков Марат Рифатович, 9 класс Панова Любовь Васильевна Диплом, областной детский фольклорный конкурс «Тургай», номинация «Инструментально е творчество» 2 место г. Пенза 14 Дубина Лаура Искандеровна 9класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районные соревнования по легкой атлетике на дистанции 400м. 2место г.Белинский 15 Дубина Лаура Искандеровна 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районная легкоатлетическая эстафета «Открытие сезона» 1 место г.Белинский 16 Дубина Лаура Искандеровна 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районный этап областного детского турнира «Чудо-шашки2019» 1 место г.Белинский 17 Дубин Султан Растямович 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районная легкоатлетическая эстафета «Открытие сезона» 2 место г.Белинский 18 Одиноков Марат Рифатович 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районные соревнования по настольному теннису среди школьников в рамках Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры» 1 место г.Белинский 19 Дубин Султан Растямович 8 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районный этап областного детского турнира «Чудо-шашки2019», г.Белинский 1 место 20 Яваева Руфия Наилевна 8 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районный этап областного детского турнира «Чудо-шашки» 1 место г.Белинский 21 Яваева Руфия Наилевна 9 класс Караяков Арифулла Загидуллович Грамота, районные соревнования по настольному теннису среди школьников в рамках Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры» 1 место г.Белинский 22 Ибрагимова Линара Рафиковна 8 класс Панова Любовь Васильевна Диплом, открытый городской фестиваль-конкурс исполнительского мастерства на баяне и аккордеоне имени Л.В Козловой призер г.Пенза Вывод: с одной стороны, можно сказать, что в школе созданы условия для участия во многих конкурсах, олимпиадах, что даѐт возможность выбора в соответствии с потребностями и интересами учащихся. У учащихся имеется возможность пополнения портфолио личных достижений, а у классного руководителя есть возможность отслеживания динамики личного роста учащихся. Однако, необходимо, чтобы учителя в системе анализировали не только содержание олимпиадных заданий, но и типичные ошибки учащихся. Особое внимание следует уделять заданиям метапредметного содержания и практической направленности. Необходимо также, чтобы на заседаниях МО проводился анализ результативности участия в олимпиадах для выявления западающих тем и алгоритмов выполнения заданий. Состояние работы с педкадрами. В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, обладающий достаточно высоким потенциалом для решения проблем организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Уровень образования педагогов Образование Высшее средне-специальное педагогическое Администрация 1 Педагоги 1 7 Количество педагогов, имеющих отраслевые награды. Вид награды Знак «Отличник народного просвещения» Почетная грамота Министерства образования и науки РФ Почетная грамота Министерства образования Пензенской области Среднее - Количество педагогов 3 4 Курсы повышения квалификации Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с учѐтом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения, используются ресурсы накопительной системы повышения квалификации. В 2021 учебном году курсы повышения квалификации прошли всего 3 человека: 1. Учитель татарского языка и литературы по программе «Обучение татарскому языку и литературе в полилингвальной среде в условиях реализации ФГОС ОО: теоретический и прикладной аспекты». ГАОУ ДПО «ИРО РТ» 2. Два учителя начальных классов по программе «Методика преподавания учебных дисциплин. Современные технологии обучения и воспитания в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО». Личные дела В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2021 год по проверке состояния ведения и соблюдения единых требований при оформлении личных дел обучающихся 1 -8 - х классов. Выводы: Проверка личных дел показала, что классные руководители отнеслись к выполнению своих должностных обязанностей в части соблюдения единых требований к оформлению личных дел обучающихся добросовестно. Все итоговые оценки выставлены. Журналы В рамках внутришкольного контроля регулярно проверяется система работы педагогов с журналами как важным видом контрольной и отчѐтной документации. Проверка журналов осуществлялась каждый учебный модуль. Это позволяло анализировать уровни прохождения программ, контролировать график проведения контрольных и проверочных работ, следование планированию, регулярность опроса учащихся, накопление оценок, соблюдение норм домашних заданий, а также своевременно корректировать нарушения ведения документации, выполнения планов. По результатам каждой проверки мной проводились совещания при заместителе директора, а также, по необходимости, дополнительные индивидуальные собеседования с педагогами, были даны рекомендации по устранению замечаний. Выводы: 1. Работа практически всех классных руководителей с журналами классов осуществлялась добросовестно, тем не менее, нарушения ведения журналов со стороны учителейпредметников, не даѐт возможности оценить все журналы на «отлично». 2. По итогам учебного года все журналы оформлены грамотно, сделаны соответствующие сноски, печати. Все журналы готовы к архивированию. Тетради В течение года осуществлялись проверки работы педагогов с тетрадями. Основная цель проверки: соблюдение требований работы с данным видом документации. Задачи: выполнение своевременных проверок, проведение разнообразных форм работы, объѐмы домашних заданий, соблюдение системы оценки. Сборы тетрадей для проверки осуществлялись мной комплексно (по предметам и видам тетрадей), а также во время посещения уроков. Выводы и рекомендации проверки доведены мной до сведения педагогов в ходе индивидуальных консультаций по итогам проверки и в рамках анализов работы. Общие выводы По результатам анализа работы школы за 2021 год можно сделать следующие выводы: 1. Учебный план на 2021 учебный год выполнен, учебные программы пройдены. 2. Общешкольный процент качества 2021 года составляет 75 % 3. Общешкольный процент успеваемости по школе 100%. 4. В школе ведется учет пропусков учебных занятий обучающимися, контроль за посещаемостью учебных занятий. 5. Была продолжена работа по повышению квалификации педагогического коллектива. Стремление к повышению профессионального уровня высокое: курсы повышения квалификации, работа в инновационном режиме, участие в педсоветах, заседаниях РМО, обмен опытом и многие другие мероприятия. Рекомендации: 1. Продолжить работу по повышении качества успеваемости в 2022 году. 2. Обеспечить своевременную работу с обучающимися имеющими одну тройку – это резерв школы. 3. Стремиться реализовать образовательный потенциал ученика. (Развитие индивидуальных возможностей ребѐнка, создание адаптирующих условий, особая организация учебного процесса, способствующая созданию и реализации индивидуальной образовательной траектории школьника). 4. Продолжать работу по преемственности на первой и второй ступенях обучения. 5. Учителям предметникам и классным руководителям использовать в работе все средства и способы для улучшения качества обучения. 6. Взять на контроль и отслеживать успешность обучения обучающихся в динамике. 7. Оказать неуспевающим обучающимся помощь, включив в коррекционную работу социального педагога, учителей - предметников и родителей. 8. Усилить необходимость предварительных малых педсоветов по параллелям. 9. Обеспечить сохранение контингента обучающихся. 10. Задача каждой ступени – создание предпосылок для перехода на следующую ступень, уменьшить риск возрастного–психологического кризиса. 11. Разработать вариативные программы и использовать преемственность технологий обучения при переходе на новую ступень обучения. 12. Продолжить работу по созданию благоприятной мотивационной среды. 13. Продолжить укрепление нравственно здоровых отношений в педагогическом коллективе, ученическом и родительском сообществе, осуществлять социализацию обучающихся, дальнейшее развитие социальной компетентности. 14. Учебно-методической службе целенаправленно осуществить переход от репродуктивного к деятельностному подходу. 15. Обратить внимание на культуру организации учебного труда (степень самостоятельности, владение приѐмами самоконтроля и самопроверки, отношение к учению, умение находить рациональные способы решения). 16. В отношении каждого обучающегося учитывать результаты диагностики обученности и обучаемости и направлять своѐ личное взаимодействие на формировалась позитивная учебная мотивация, ОУУН, чтобы удовлетворялись социально- психологические потребности (познавательный интерес к знаниям, к способам их добывания: саморазвития, достижения, одобрения). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Задачи на 2022 год Обеспечивать качество, эффективность, доступность, открытость и вариативность образовательных услуг. Использовать в работе модели учета индивидуального прогресса обучающегося и педагога. Использовать на качественно новом уровне формы и методы работы с одаренными, слабоуспевающими, имеющими проблемы со здоровьем детьми. Обогащать традиционную классно-урочную систему активными способами организации учебной, познавательной и развивающей деятельности – конференциями, учебными играми, проектами, фестивалями, образовательными экспедициями, включающими детей в процессы мыслекоммуникации, необходимые новой школе будущего. Формировать здоровьесберегающую образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья участников образовательного процесса. Формировать духовно-нравственные основы развития и социализации личности в поликультурной среде на основе толерантного подхода. Создавать условия для продуктивного использования ресурса детства в целях получения образования, адекватного творческой индивидуальности личности и еѐ позитивной социализации. Развивать систему мотивации педагогических и управленческих кадров. Воспитательная работа В 2021 году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Усилия администрации и педагогического коллектива школы были направлены на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления. Перед педагогами школы в 2021 году стояла цель формирования воспитательной среды, способствующей развитию ключевых компетенций учащихся и следующие задачи воспитательной работы: Применять разнообразные технологии для создания атмосферы психологического комфорта; Создавать условия для самореализации каждого ребѐнка в развивающей творческой среде; Формировать навыки здорового образа жизни и основы культуры здоровья на основе витагенного (жизненного) опыта учащихся; Реализовывать систему работы, направленную на формирование ключевых компетентностей в рамках школьного компонента. Подводя итоги воспитательной работы за 2021 год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи. Для реализации воспитательных задач были задействованы кадры: педагогорганизатор, 5 классных руководителей и педагоги кружков и секций по предметам и интересам. Класс 2 -3класс 1,4 класс 5 ,6 класс 8 класс 9 класс Кадровый состав. Классные руководители. ФИО Образование Преподаваемый предмет Бибякова Д.Ш. Среднее Учитель профессиональное начальных классов Утюшева Л.А. Среднее Учитель профессиональное начальных классов Караяков А.З. Среднее Учитель профессиональное физкультуры Узбекова Р.И. Среднее Учитель истории и профессиональное обществознания Кочекаева Р.Ш. Среднее Учитель немецкого профессиональное языка Социальный паспорт школы: категории семей Всего семей, где учатся в школе Полных семей Неполных семей Многодетные Опекунские Приемные С детьми-инвалидами С родителями-инвалидами семей 13 10 3 0 0 0 0 0 детей 17 10 7 0 0 0 0 0 Работа с родителями Одной из основных задач педагогов в 2021 году являлась задача укрепления сотрудничества и расширение поля позитивного общения с семьей, вовлечение родителей в воспитательный процесс школы, создание единого воспитательного пространства «родители – дети - учителя». Одной из основных форм работы с родителями оставалось родительское собрание. В течение года в классах проведены по 4 родительских собрания. Повестка дня и решения собраний фиксировались в протоколах. Классный руководитель направлял деятельность родителей. В большинстве своем – это был взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. В течение года работал родительский комитет школы (председатель Бибякова С.А.) В классах работали классные родительские комитеты, инициативные группы родителей. Родители учащихся оказывали помощь детям в подготовке к конкурсам, участвовали в общешкольных и классных мероприятиях. Родители учащихся с различными проблемами приглашались для индивидуальной работы на совещание при директоре. Администрация школы и Совет профилактики вели индивидуальную работу с родителями. Наблюдается увеличение активности родителей в делах школы. Желание быть социальными партнѐрами, участниками образовательного процесса. Подтверждением этого может быть участие родителей первоклассников в создании наиболее благоприятных условий в классах, где будут обучаться их дети. Внеурочная деятельность. Внеурочная занятость Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Для развития личности ученика, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для повышения компьютерной грамотности организована кружковая работа по интересам. Часы, используемые на кружковую работу по отдельным предметам, способствуют расширению умственного кругозора ребенка, развитию творческих способностей, обеспечивают повышенный уровень изучения отдельных предметов. Работа в кружках – это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей предпрофильной подготовки является развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности. Педагоги школы старались создать условия для удовлетворения потребностей детей, их самовыражения и самоопределения, предоставить свободный выбор учащимся дополнительных образовательных направлений, выявить и поддержать одаренных детей, а также создать ситуации для успешной деятельности каждого ученика, с учетом того, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями. Для этого созданы все условия: в школе действуют кружки и спортивные секций: № п/п Название объединения Количество учащихся Количество часов в неделю ФИО руководителя объединения 1 Волейбол 15 2 Караяков Арифулла Загидуллович 2 Настольный теннис 12 1 Караяков Арифулла Загидуллович Время занятий (по дням и часам) Вторник 16:3018:00 Среда 16:3017:15 По ФГОС № п/п 1 2 Название объединения Занимательный немецкий Умелые руки Количест во учащихс я 9 Количество часов в неделю ФИО руководителя объединения Время занятий (по дням и часам) 1 Кочекаева Рамзия Шагиазамовна Четверг 15:20-16:05 10 2 Утюшева Люция Ахатовна Понедельник 15:00-16:40 3 Шахматы 8 1 Караяков Арифулла Загидуллович Среда 17:15-18:00 4 Магия кулинарии 15 1 5 Подвижные игры 14 1 Дубина Гульнара Равильевна Узбекова Румия Исхаковна Пятница 15:15-16:00 Вторник 14:35-15:15 6 Семьеведение 8 1 7 Веселый поваренок 8 1 Караякова Лилия Каримовна Дубина Гульнара Равильевна Четверг 14:35-15:15 Пятница 14:35-15:15 Руководители кружков имеют необходимую квалификацию, программы кружковой работы, ведутся журналы. Участие кружковцев в районных, зональных мероприятиях, конкурсах ежегодно приносит школе призовые места. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма Организация работы по профилактике ДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам. По школе изданы приказы о профилактике ДДТТ, разработаны планы работы: план работы школы по предупреждению ДДТТ; план профилактической работы по ДДТТ; план работы с родителями; план проведения недели безопасности в школе. В школе применяется комплекс мер по предупреждению травматизма: - Проведение инструктажей по ТБ с детьми в начале учебного года, перед каникулярным временем, при посещении, проведении различных внеурочных, внеклассных мероприятий (в течение всего учебного года), - Разработаны маршруты безопасного пути до школы и дома. - классными руководителями 1-9 классов ежемесячно один из классных часов посвящается правилам дорожного движения. Организация работы ученического самоуправления. Самоуправление в школе основано на взаимодействии всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Цель школьного самоуправления – способствовать повышению качества воспитательного процесса. Задачи: Формирование зрелой, целостной личности адаптированной к требованиям жизни в обществе через создание актива, организацию и проведение КТД, сборов, акций, конкурсов, фестивалей. Создание условий для роста инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы ученического самоуправления. Формы реализации: - дежурство по школе и по классам, - организация трудовых дел (уборки, субботники) - организация досуга, Так как наполняемость классов не очень большая, то выборным исполнительным органом ученического самоуправления должен являться разновозрастной совет, основными функциями которого являются: - организационная - представительная - информационно-пропагандистская. Через школьное самоуправление решаются следующие проблемы: - развитие, сплочение и координация ученического коллектива; - формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации; - умение решать проблемы; - самораскрытие и самореализация личности; - принцип равноправия в совместной деятельности. Учащиеся осуществляют: - дежурство в школе и по классам; - организация досуга (вечера, концерты) Руководит советом председатель, которого выбирают на заседании из числа лидеров классов сроком на один год. Акции школьного самоуправления: - трудовой десант - самый аккуратный школьный учебник - трудовые субботники - экологическая тропа ( уборка парка, села от мусора) - неделя здоровья. Заседания проходят один раз в неделю по мере необходимости в рамках подготовки к определенному мероприятию. В течение года самоуправление «Лучики» проводило много развлекательных, спортивно-оздоровительных мероприятий: «Веселые старты» для 1-4-х классов, 5-8-х классов, по правилам дорожного движения для 1-8-х классов. Совместно с учителем истории провели школьную викторину «Знаешь ли ты свою страну?», посвященную Дню Конституции РФ. В ноябре ко Дню матери были отправлены поздравительные письма мамам. Провели конкурс сочинений «Воспоминания моего дедушки», посвященный Дню пожилых. Неоднократно были организованы соревнования по волейболу, футболу, эстафеты. Организация занятости учащихся школы в период летних каникул. Об организации летней занятости детей в каникулярное время, начинаем обсуждать еще весной. Продумываем виды и объемы работ для учащихся. В нашей школе большое внимание уделяется летнему отдыху и оздоровлению детей. В 2021году отдохнуло 15 человек. В ЛДП дети хорошо отдыхают и поправляют свое здоровье. За счет калорийной и вкусной пищи, которой уделяется большое значение, а также дети получают ежедневные витамины и фрукты. Мониторинг деятельности классного руководителя. Одна из первых задач – повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства классных руководителей через совместную деятельность взрослых и детей по созданию воспитательной системы. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи, невозможно организовать целенаправленный обоснованный процесс развития личности учащихся. Проводимый в школе мониторинг деятельности классного руководителя призван в первую очередь побудить к самоанализу и понять, педагогу вычленить первоначальные задачи в профессиональном самосовершенствовании. Диагностирование, основанное на наблюдениях, собеседованиях, анализе имеющейся информации помогает отслеживать результативность воспитательной работы в школе, рост профессионального мастерства каждого педагога. Работу классного руководителя оценивает педагог-организатор, используя информацию, полученную в течение всего года. Большой объем работы был выполнен в направлении «Работа с трудными». Разработана система, где в воспитании участвуют все участники образовательного процесса, составлен банк данных на каждого трудного ребенка, психолого- педагогическая характеристика. Диагностика помогает выявить наиболее опытных, знающих педагогов по конкретным вопросам. Диагностика дает возможность учитывать индивидуальные способности, возможности. Диагностика дает возможность целенаправленно, конкретно планировать работу МО, используя различные формы повышения профессионально мастерства. Мониторинг деятельности классного руководителя просто необходим, т.к. дает реальную картину положения воспитательной работы в школе, выделяет проблемы - отсюда целенаправленность процесса развития личности учащегося. Основные направления деятельности классного руководителя индивидуальная работа с учащимися; аналитико- диагностическая работа; работа с семьей; работа с документацией класса; организация внеурочной работы. Принципы деятельности классного руководителя системность и планомерность; единый для школы подход к воспитательному процессу; сотрудничество с воспитанниками и их родителями; ориентация на интересы, потребности и возможности каждого ребенка. Анализ диагностики, которая осуществляется в школе на основе «Оценки деятельности классных руководителей» позволяет увидеть рост или спад профессионального мастерства классных руководителей по отдельным направлениям, а также объективную картину состояния дел в школе. Все классные руководители работают на допустимом уровне. У педагогического коллектива классных руководителей есть все возможности для поднятия своего творческого потенциала. Невозможно добиться повышения качества воспитательной работы без повышения уровня профессионального мастерства классного руководителя. Способствует этому МО классных руководителей. Работа методического объединения классных руководителей В соответствии с планом методической работы школы на 2018-2019 учебный год, в целях оказания помощи классным руководителям в улучшении организации воспитания школьников, обобщения и внедрения передового опыта, повышения теоретического уровня и педагогической квалификации была организована методическая работа. МО проводило работу по решению следующих задач: Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися. Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса. Организация и проведение на высоком профессиональном уровне инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности классного руководителя. Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта. Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе. В течение учебного года было проведено 4 заседания МО классных руководителей. Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что, в целом, поставленные задачи воспитательной работы в 2021 году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать цель воспитательной работы на будущий учебный год - создание условий для становления здорового, разносторонне развитого человека с позитивной позицией, нравственными патриотическими устоями, способного к саморазвитию и самореализации. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Совершенствование воспитательной работы по повышению уровня патриотического сознания и нравственных основ личности учащихся. 2. Совершенствование работы по формированию у учащихся потребности в здоровом и безопасном образе жизни. 3. Повышение уровня практической работы педагогического коллектива в области духовнонравственного воспитания учащихся. 4. Активизация работы по взаимодействию родителей со школой в области воспитания и социализации различных поведенческих групп детей. 5. Совершенствование работы классных руководителей по изучению личности каждого воспитанника через воспитательную систему классов. 6. Активизировать работу органов ученического самоуправления классов в планировании и проведении мероприятий. III. Анализ укрепления материально-технического и финансового обеспечения Работа в 2021 году была направлена на решение следующих задач: обеспечение сохранности здания, оборудования, имущества; пополнение учебных кабинетов учебно-наглядными пособиями. В июне-июле 2021 года проведѐн косметический ремонт школы к новому учебному году, по итогам которого школа была признана готовой к новому учебному году. Приобретались моющие средства, хозяйственные товары, велась работа по оформлению школы, приобретались материалы для ремонта школы. Проводились проверки состояния мебели, ТСО и оборудования, проверки состояния санитарно-гигиенического режима, пожаробезопасности, электробезопасности, соблюдение норм охраны труда. Основной вид финансирования – бюджетный. Общие выводы Коллектив МОУ СОШ с.Кутеевки в полном объѐме реализовал поставленные цели и задачи в 2021 году. В качестве рекомендаций на следующий 2022 год необходимо: 1. Разработать новые цели и задачи в связи с новой методической темой школы. 2. Разработать и внедрить в образовательный процесс малые проекты по здоровьесбережению, для чего провести диагностику здоровья всех обучающихся. 3. Продолжить диагностические исследования образовательного процесса. 4. Целенаправленно внедрять в образовательный процесс уроки с использованием здоровьесберегающих приѐмов и средств обучения. 5. Продолжить использование физминуток и динамических пауз на всех уроках образовательного цикла. 6. Активизировать физкультурно-оздоровительную работу со всеми обучающимися. 7. Проводить диагностические исследования и мониторинги в 2-9 классе, начать создавать базу данных по обновленным ФГОС. 8. Начать профориентационную работу с учащимися 8 классов и подготовку к ОГЭ. Направления работы в 2022 году. 1. Реализация основной образовательной программы основного общего образования. 2. Формирование у обучающихся потребности в обучении, саморазвитии, самовоспитании; у выпускников основной школы – стремления успешного завершения основного общего образования. 3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. 4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 5. Ориентация всего учебно-воспитательного процесса на формирование зоны ближайшего развития каждого школьника. Цель: Формирование творческой индивидуальности личности обучающихся, основанной на саморазвитии и самовоспитании в условиях обновленных ФГОС. Задачи: 1. Формирование у обучающихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности обучающихся. 2. Ориентация учителя на достижение нового качества образования и стимулирование его труда к применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий в условиях реализации обновленных ФГОС. 3. Совершенствование педагогического мастерства, транслирование передового педагогического опыта в школе и районе. 4. Сохранение здоровья обучающихся. 5. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся. 6. Подготовка и успешное завершение основного общего образования выпускников 9 класса. 7. Отслеживание преемственности по ФГОС между начальной и основной школой.