ПОЛОЖЕНИЕ ОБ антикоррупционной политике в Муниципальном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе с.Кутеевки Белинского района Пензенской области 2021 г 1. Понятие, цели и задачи антикоррупционной политики 1.1.Антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области (далее – организация). Антикоррупционная политика организации (далее – Антикоррупционная политика) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Целью Антикоррупционной политики является формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции. 1.2.Задачами Антикоррупционной политики являются: - информирование работников организации о нормативно-правовом обеспечении работы по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - определение основных принципов работы по предупреждению коррупции в организации; - методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации; - определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики; - закрепление ответственности работников организации за несоблюдение требований Антикоррупционной политики. 2. Термины и определения 2.1. В целях настоящей Антикоррупционной политики применяются следующие термины и определения: - Антикоррупционная политика – утверждѐнный в установленном порядке документ, определяющий комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в деятельности организации; - аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации; - взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе; - закон о противодействии коррупции – Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; - законодательство о противодействии коррупции – Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти Хабаровского края и муниципальные правовые акты; - коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию); - конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); - контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений; - коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица; - личная заинтересованность работника (представителя организации) – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником (представителем организации) и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник (представитель организации) и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями; - официальный сайт – сайт организации (исполнительного органа государственной власти) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности организации, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат организации; - план противодействия коррупции – ежегодно утверждаемый руководителем организации документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению мероприятий, их последовательность, сроки реализации, ответственных исполнителей и ожидаемые результаты, разработанный на основе типового плана противодействия коррупции; - предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных локальными нормативными актами организации, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции; - противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений; - работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с организацией; - руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Хабаровского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции еѐ единоличного исполнительного органа. 3. Основные принципы работы по прежупреждению коррупции в организации 3.1. Антикоррупционная политика организации основывается на следующих основных принципах: 3.1.1. Принцип соответствия Антикоррупционной политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам права. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключѐнным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам, применимым к организации. 3.1.2. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции. 3.1.3. Принцип вовлеченности работников. Информированность работников организации о положениях законодательства о противодействии коррупции и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур. 3.1.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, еѐ руководителя и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учѐтом существующих в деятельности организации коррупционных рисков. 3.1.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Осуществление в организации антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат. 3.1.6. Принцип ответственности и неотвратимости взыскания. Неотвратимость наказания для руководителя организации и работников вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководителя организации за реализацию Антикоррупционной политики. 3.1.7. Принцип открытости хозяйственной и иной деятельности. Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах и процедурах. 3.1.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедрѐнных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением. 4. Область применения Антикоррупционной политики и круг лиц попадающих под еѐ действие 4.1. Кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются руководитель организации и работники вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. 5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию Антикоррупционной политики и формируемые коллегиальные органы организации 5.1. Руководитель организации является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в организации. 5.2. Руководитель организации, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры организации назначает лицо или несколько лиц, ответственных по профилактике коррупционных и иных правонарушений в пределах их полномочий. 5.3. Основные обязанности лица (лиц), ответственных по профилактике коррупционных и иных правонарушений: - подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в организации; - подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в организации; - разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции; - проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершѐнных работниками; - организация проведения оценки коррупционных рисков; - приѐм и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками или иными лицами; оказание содействия уполномоченным представителям контрольнонадзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения коррупции; оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия; организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции; - организация мероприятий по антикоррупционному просвещению работников; - индивидуальное консультирование работников; - участие в организации антикоррупционной пропаганды; - проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в организации и подготовка соответствующих отчетных материалов для руководителя организации; - указать иные обязанности, обусловленные спецификой деятельности организации, если таковые имеются. 6. Обязанности работников, связанные с предупреждением коррупции 6.1. Работники организации в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, возложенных на них трудовым договором, должны: - руководствоваться положениями настоящей Антикоррупционной политики и неукоснительно соблюдать еѐ принципы и требования; - воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации; - воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации; - незамедлительно информировать руководителя организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; - незамедлительно информировать руководителя организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками; - сообщить руководителя организации о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов, одной из сторон которого является работник. 7. Мероприятия по предупреждению коррупции 7.1. Работа по предупреждению коррупции в организации ведѐтся в соответствии с ежегодно утверждаемым в установленном порядке планом противодействия коррупции. 8. Внедрение стандартов поведения работников организации 8.1. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения работников, в организации устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом. 8.2. Общие правила и принципы поведения закреплены в Кодексе этики и служебного поведения работников организации. 9. Выявление и урегулирование конфликтов интересов 9.1. В основу работы по урегулированию конфликта интересов в организации положены следующие принципы: - обязательность раскрытия сведений о возможном или возникшем конфликте интересов; - индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование; - конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования; - соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов; - защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращѐн) организацией. 9.2. Работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. 9.3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд руководитель организации, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы организации, контрактный управляющий обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, под которым понимаются случаи, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 9.4. Обязанности работников по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в организации установлены Положением о конфликте интересов. 9.5. Организация берѐт на себя обязательство конфиденциального рассмотрения информации, поступившей в рамках уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. 10. Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства 10.1. Организация намерена поддерживать корпоративную культуру, в которой деловые подарки, корпоративное гостеприимство, представительские мероприятия рассматриваются только как инструмент для установления и поддержания деловых отношений и как проявление общепринятой вежливости в ходе хозяйственной и иной деятельности организации. 10.2. В целях исключения нарушения норм законодательства о противодействии коррупции; оказания влияния третьих лиц на деятельность руководителя организации и работников при исполнении ими трудовых обязанностей; минимизации имиджевых потерь организации; обеспечения единообразного понимания роли и места деловых подарков, корпоративного гостеприимства, представительских мероприятий в деловой практике организации; определения единых для всех работников организации требований к дарению и принятию деловых подарков, к организации и участию в представительских мероприятиях; минимизации рисков, связанных с возможным злоупотреблением в области подарков, представительских мероприятий в организации действует Регламент обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства. 11. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с конрагентами 11.1. Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами, проводится по следующим направлениям: 11.1.1. Установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. 11.1.2. Внедрение специальных процедур проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.). 11.1.3. Распространение среди контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в организации. 11.1.4. Включение в договоры, заключаемые с контрагентами, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов. 11.1.5. Размещение на официальном сайте организации информации о мерах по предупреждению коррупции, предпринимаемых в организации. 12. Оценка коррупционных рисков организации 12.1. Целью оценки коррупционных рисков организации являются: 12.1.1. Обеспечение соответствия реализуемых мер предупреждения коррупции специфике деятельности организации. 12.1.2. Рациональное использование ресурсов, направляемых на проведение работы по предупреждению коррупции. 12.1.3. Определение конкретных процессов и хозяйственных операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений и преступлений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией. 12.2. Оценка коррупционных рисков организации осуществляется ежегодно в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, разработанных Министерством труда и социального развития Российской Федерации с учѐтом специфики деятельности организации. 13. Антикоррупционное просвещение работников 13.1. В целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры работников в организации на плановой основе посредством антикоррупционного образования, антикоррупционной пропаганды и антикоррупционного консультирования осуществляется антикоррупционное просвещение. 13.2. Антикоррупционное образование работников осуществляется за счѐт организации в форме подготовки (переподготовки) и повышения квалификации работников, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики. 13.3. Антикоррупционная пропаганда осуществляется в целях формирования у работников нетерпимости к коррупционному поведению, воспитания у них чувства гражданской ответственности. 13.4. Антикоррупционное консультирование осуществляется в индивидуальном порядке лицами, ответственными по профилактике коррупционных и иных правонарушений в организации. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов проводится в конфиденциальном порядке. 14. Внутренний контроль и аудит 14.1. Осуществление в соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учѐте» внутреннего контроля хозяйственных операций способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. 14.2. Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчѐтности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. 14.3. Требования Антикоррупционной политики, учитываемые при формировании системы внутреннего контроля и аудита организации: - проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по предупреждению коррупции; - контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации; - проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска. 14.3.1. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчѐтности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчѐтности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учѐтных документов, исправления в документах и отчѐтности, уничтожение документов и отчѐтности ранее установленного срока и т. д. 14.3.2. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам с учѐтом обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например: - оплата услуг, характер которых не определѐн либо вызывает сомнения; - предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов; - выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг; - закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных; - сомнительные платежи наличными деньгами. 15. Сотрудничество с контрольно-надзорными и правоохранительными органами в сфере противодействия с коррупцией 15.1. Сотрудничество с контрольно-надзорными и правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. 15.2. Организация принимает на себя публичное обязательство сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации стало известно. 15.3. Организация принимает на себя обязательство воздерживаться от каких либо санкций в отношении работников, сообщивших в контрольнонадзорные и правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке к совершению, совершении или совершенном коррупционном правонарушении или преступлении. 15.4. Сотрудничество с контрольно-надзорными и правоохранительными органами также осуществляется в форме: - оказания содействия уполномоченным представителям контрольнонадзорных и правоохранительных органов при проведении ими контрольнонадзорных мероприятий в отношении организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции; оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативнорозыскные мероприятия. 15.5. Руководитель организации и работники оказывают поддержку правоохранительным органам в выявлении и расследовании фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях и преступлениях. 15.6. Руководитель организации и работники не допускают вмешательства в деятельность должностных лиц контрольнонадзорных и правоохранительных органов. 16. Ответственность работников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики 16.1. Организация и еѐ работники должны соблюдать нормы законодательства о противодействии коррупции. 16.2. Руководитель организации и работники вне зависимости от занимаемой должности в установленном порядке несут ответственность, в том числе в рамках административного и уголовного законодательства Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики. 17. Порядок пересмотра и внесения изменений в Антикоррупционную политику 17.1. Организация осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики. 17.2. Должностное лицо, ответственное по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ежегодно готовит отчѐт о реализации мер по предупреждению коррупции в организации, на основании которого в настоящую Антикоррупционную политику могут быть внесены изменения и дополнения. 17.3. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения изменений в трудовое законодательство, законодательство о противодействии коррупции, изменения организационно- правовой формы или организационноштатной структуры организации.