Положение
о нормах профессиональной этики педагогических работников
муниципального общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы с.Кутеевки Белинского района
Пензенской области
1. Общие положения
1.
Положение о нормах профессиональной этики работников
муниципального
общеобразовательного
учреждения
основной
общеобразовательной школы с.Кутеевки Белинского района Пензенской
области (далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от
информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Письмом Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников
народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 “О примерном
положении о нормах профессиональной этики педагогических работников.”
1.2.Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него
изменения и дополнения, утверждается приказом директора школы (далее по тексту Школа).
1.3.Настоящее Положение определяет нормы профессиональной этики педагогических
работников и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
1.4.Целью настоящего Положения является:
1.4.1.установление нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения для эффективного осуществления ими
своей профессиональной деятельности;
1.4.2.содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения
педагогических работников Школы;
1.4.3.регулирование профессионально-этических проблем, возникающих в процессе
совместной деятельности педагогических работников с другими участниками
образовательного процесса.
2.
Обязанности педагогического работника как педагога
3.
Педагогический работник обязан:
2.1.1.соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
2.1.2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
2.1.3. уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных
отношений;
2.1.4. проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
учащимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
2.1.5. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному
и
межрелигиозному
взаимодействию между учащимися;
2.1.6.соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств;
2.1.7.сохранять в своей деятельности культурные и исторические традиции Российской
Федерации, Пензенской области, Белинского района, школы
2.1.8.соблюдать правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не
использовать самому и не допускать использования в присутствии участников
образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз,
злой иронии;
2.1.9.воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и
(или) развитию детей;
2.1.10.избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) Школы;
2.1.11. занимать активную жизненную позицию, участвовать в жизни Школы,
стремиться к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методики обучения;
2.1.12. не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности Школы или
проведения необоснованные сравнения ее с другими образовательными организациями;
2.1.13. не терять чувства меры и самообладания;
2.1.14. не допускать во время учебных занятий и любых официальных мероприятий
телефонные переговоры, своевременно отключать звуковой сигнал мобильного телефона;
2.1.15. соблюдать деловой стиль, аккуратность и чувство меры во внешнем виде;
2.1.16. быть примером достойного поведения и высокого морального долга как в
Школе, так и за ее пределами.
4.
Обязанности педагогического работника перед
учащимися
3.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с учащимися обязан:
1.
уважать честь и достоинство учащихся;
2.
выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3.
стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для
наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
4.
выбирать такие методы работы, которые поощряют в
учениках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности,
самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
5.
при оценке поведения и достижений учащихся стремиться
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения;
6.
проявлять толерантность;
7.
защищать их от физического и (или) психического насилия;
8.
не допускать проявления превосходства, выражения к комулибо из учащихся предпочтения или неприязни;
3.1.9. не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности других педагогов
с целью снижения авторитета своих коллег и повышения своего;
3.1.10. стремиться стать для учащихся положительным примером.
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник обязан
воздерживаться от:
1.
навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
2.
оценки их личности и личности их родителей (законных
представителей);
3.
предвзятой и необъективной оценки их деятельности и
поступков;
4.
предвзятой и необъективной оценки действий родителей
(законных представителей) учащихся.
4.Обязанности педагогического работника перед родителями (законными
представителями) учащихся
4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся обязан:
4.1.1.прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных представителей) к
активному участию в образовании их ребенка;
4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в решении
вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей;
4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с согласия его
родителей (законных представителей);
4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите законных
прав и интересов ребенка;
4.1.5. в случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного
представителя) учащегося принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса;
4.1.6.проявлять доброжелательность и уважение к родителям (законным
представителям), высказываться в корректной и убедительной форме; разъяснить при
необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по
обсуждаемому вопросу.
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся
педагогический работник не должен:
1.
заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
2.
разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
3.
проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
4.
переносить свое отношение к законным представителям
учащихся на оценку личности и достижений их детей.
5.Обязанности педагогического работника перед коллегами
5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами обязан:
5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их
знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания;
5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без
использования оскорбительных слов;
5.1.3. воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе других
педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со
своей;
5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их работе в
присутствии учащихся и их родителей (законных представителей).
5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов Школы в целом.
1. Обязанности педагогического
администрацией Школы
работника
перед
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический работник обязан:
6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в корректной форме;
6.1.3. сохранять чувство собственного достоинства, воздерживаться от
заискивания.
1. Обязанности
работниками
администрации
перед
педагогическими
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками представитель
администрация обязан:
1.
быть для других педагогических работников образцом
профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию
в Школе благоприятного морально-психологического климата;
2.
делать все возможное для полного раскрытия способностей и
умений каждого педагогического работника;
3.
оказывать
педагогическим
работникам
моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
4.
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе
принципов и норм профессиональной этики;
5.
не допускать резких выражений оскорбительного характера;
6.
пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в
коллективе;
7.
обеспечивать рассмотрение без промедления фактов
нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных
решений.
7.2. Представитель администрации не имеет морального права:
1.
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
2.
использовать служебное положение в личных интересах;
3.
проявлять формализм, высокомерие, грубость;
4.
создавать условия для наушничества и доносительства в
коллективе;
5.
обсуждать с подчиненными действия вышестоящих
руководителей;
6.
предоставлять покровительство, возможность карьерного
роста по признакам родства, приятельских отношений;
7.
демонстративно приближать к себе отдельных работников,
делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу;
незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им
доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
8.
умышленно использовать свои должностные полномочия и
преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной
заинтересованности.
8. Реализация права педагогических работников на справедливое
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
и
8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации
педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения
норм профессиональной этики педагогических работников.
8.2.. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом 2 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
8.4.В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право
обратиться в суд.
1. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением
профсоюзный комитет Школы.
Положения
осуществляют
администрация
и
10. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее
Положение
10.1. Положение вступает в силу с 12.01.2024г.
10.2. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании
педагогического совета Школы.
10.3.Положение действительно до принятия новой редакции.