Принято Педагогическим советом школы от 10.01.2024г. Протокол № 4 Утверждено приказом директора от 10.01.2024 г. № 2 Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: • Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22 марта 2021 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 3 августа 2023 года; • Федеральным законом № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных» с изменениями от 6 февраля 2023 года; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего образования; • Уставом школы и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение регламентирует содержание и порядок текущего контроля успеваемости, порядок промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов (ФГОС), их перевод в следующий класс по итогам учебного года, а также достижения планируемых результатов освоения обучающимися федеральной образовательной программы основного общего образования. 1.3. Действие настоящего Положения распространяется на всех обучающихся, принятых в школу на обучение по федеральным образовательным программам начального общего, основного общего образования, а также на родителей (законных представителей) детей и педагогических работников, участвующих в реализации указанных образовательных программ. 1.4. На основании пункта 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации. 1.5. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся в образовательной организации. 1.6. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно. 1.7. Формы получения образования и формы обучения по образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, федеральной основной образовательной программой и самостоятельно устанавливаемыми требованиями. 1.8. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. 1.9. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. 2. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет собой совокупность мероприятий, включающих планирование текущего контроля по отдельным учебным предметам (курсам) учебного плана федеральной общеобразовательной программы, разработку содержания и методики проведения отдельных контрольных работ, проверку (оценку) хода и результатов выполнения обучающимися указанных контрольных или проверочных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых в целях: • оценки индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и динамики их роста в течение всего учебного года; • выявления индивидуально значимых и иных обстоятельств, способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей общеобразовательной программы; • изучения и оценки эффективности методов (методик), форм и средств обучения, используемых в образовательной деятельности общеобразовательной организации; • принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательной деятельности. 2.2. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. 2.3 Промежуточная аттестация обучающихся образовательной организации проводится с целью определения качества освоения школьниками содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (четверть, полугодие, год). 2.4. Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляются в следующих формах: • контрольные или проверочные работы; • диагностические. Данные формы текущего контроля и промежуточной аттестации называются оценочными процедурами, длительность которых при выполнении обучающимися составляет не менее тридцати минут. 2.5. Контрольные или проверочные работы показывают оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся на основании требований к предметным и/или метапредметным результатам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 2.6. Диагностические работы обучающихся указывают на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения. 2.7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации направлено на обеспечение выстраивания образовательной деятельности максимально эффективным образом для достижения результатов освоения федеральных образовательных программ, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего образования (ФГОС). 2.8. Формы и периодичность текущего контроля успеваемости обучающегося и промежуточной аттестации педагог определяет самостоятельно в соответствии с учебным планом предмета с учетом контингента обучающихся, содержанием учебного материала и используемых образовательных технологий, отражающихся в рабочей программе. 2.9. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. 2.10. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале во 2 - 9 классах (минимальный балл – 2, максимальный – 5), которые выставляются в классный журнал и дневник обучающегося. 2.11. Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, ведение учителями журнала и дневников обучающихся осуществляется в электронной (либо в бумажной) форме. 2.12. Одновременное ведение (дублирование) журнала успеваемости в электронном и бумажном виде не допускается. 2.13. Выставления отметок по результатам проведения промежуточной аттестации осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве итоговых контрольных работ. 2.14. Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Федеральной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год. 2.15. Образовательной организации при проведении промежуточной аттестации обучающихся необходимо избегать дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. 2.16. Всероссийские проверочные работы проводятся для обучающихся общеобразовательных организаций по следующим предметам: • в 4 классе по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир; • в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, биология; • в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание; • в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание, физика; • в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание, физика, химия; 2.17. Для упорядочивания системы оценочных процедур в общеобразовательных организациях, согласно письму Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 года № СК-228/03 / 01.16/08-012.16, рекомендуется: • проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; • не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; • не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; 2.18. Для обеспечения открытости и доступности информации о системе образования в образовательной организации формируется единый график проведения оценочных процедур с учетом учебных периодов, принятых в школе (четверть, триместр и т.д.), а также перечня учебных предметов на учебный год либо на ближайшее полугодие. 2.19. График может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов общеобразовательной организации, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 2.20. Готовый график размещают на сайте образовательной организации на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в виде электронного документа не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия. 2.21. График может быть скорректирован при наличии изменений учебного плана, вызванных: • эпидемиологической ситуацией; • участием школы в проведении национальных или международных исследованиях качества образования в соответствии с Приказом Миннауки и высшего образования Российской Федерации №1684/694/1377 от 18.12.2019 года «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» в случае, если такое участие согласовано после публикации школой графика; • другими значимыми причинами. В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте школы. 2.22. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. 3.Цели, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации 3.1. К годовой промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся 2-8, классов. Годовая промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-8 классах в конце учебного года. Сроки проведения годовой промежуточной аттестации определяются в календарном учебном графике. Ежегодно, не позднее 1 сентября текущего учебного года решением педагогического совета школы определяется перечень предметов, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по отдельным предметам учебного плана во 2-8 классах по итогам года. Эта информация доводится до родителей (законных представителей) и обучающихся в начале учебного года. По некоторым учебным предметам учебного плана текущего учебного года годовая промежуточная аттестация может не проводиться а выставляется годовая отметка. Контрольно-измерительные материалы для проведения годовой промежуточной аттестации в качестве отдельной процедуры разрабатываются учителем, рассматриваются школьными методическим советом в соответствии с требованиями к результатам обучения, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами. 3.2. Формы и порядок годовой промежуточной аттестации. Годовая промежуточная аттестация в переводных классах может проводиться в следующих формах: - (итоговая) проверочная работа; - (итоговая) проверочная работа с использованием контрольноизмерительных материалов всероссийских проверочных работ (далее КИМ ВПР); - (итоговая) контрольная работа; - экзамен (устный или письменный); - экзаменационное сочинение; - диктант; - тестирование; - тестирование по типу ЕГЭ - защита реферата; - защита проекта; - практическая работа; - собеседование. Оценка за годовую промежуточную аттестацию выставляется в электронный журнал в графу «Экзамен» . Оценка учитывается при выставлении итоговой отметки 4. Аттестация для лиц, осваивающих образовательную программу в форме семейного образования или самообразования 4.1. Согласно со ст. 17 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 2912.2012г общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 4.2. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.3. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают, в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование. 4.4. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. 4.6. Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день. 4.7. Образовательная организация, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.8. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 4.9. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачет образовательной организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других школах, в установленном порядке. 4.10. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из образовательной организации, выдается справка. 4.11. На обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, по индивидуальному учебному плану, в том числе проходящих ускоренное обучение, обучение в форме самообразования распространяются все пункты настоящего положения о формах и порядке текущего контроля успеваемости, регламентирующие содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации, порядок перевода обучающихся в следующий класс, права и обязанности участников деятельности промежуточной аттестации. 5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс 5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, по решению педагогического совета школы переводятся в следующий класс. 5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 5.3. Общеобразовательная организация создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 5.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз с момента образования академической задолженности в сроки, определяемые приказом директора школы. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в санатории и т.п. 5.5. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз образовательной организацией создается экспертная комиссия, состав которой утверждается приказом директора школы, в количестве не менее трех учителей. 5.6. По итогам повторной промежуточной аттестации директором школы издается приказ о ликвидации задолженности на основании решения Педагогического совета о переводе обучающегося, который классным руководителем доводится до сведения обучающегося и его родителей (законных представителей). 5.7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. tryda.com/node/2089 Источник: https ://ohrana- 5.8. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. 5.10. Общеобразовательная организация информирует родителей (законных представителей) обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в письменной форме. 5.11. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с выставленной за учебный период отметкой по предмету, курсу или дисциплине (модулю) обучающийся и его родители (законные представители) имеют право обжаловать выставленную отметку в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Деятельность данной комиссии регламентируется Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 6. Планируемые результаты освоения обучающимися ФОП НОО и ФОП ООО 6.1. В соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, еѐ содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися федеральной образовательной программы основного общего образования. 6.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. 6.3. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. 6.4. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. 6.5. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. 6.6. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьѐй и школой. 6.7. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: • сформированность основ гражданской идентичности личности; • готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; • сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 6.8. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы и образовательных систем • • • • • • • • • разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению привлекаются специалисты, не работающие в данной образовательной организации и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений. 6.9. В текущей образовательной деятельности возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: соблюдении норм и правил поведения, принятых в общеобразовательной организации; участии в общественной жизни общеобразовательной организации и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; прилежании и ответственности за результаты обучения; готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на уровне среднего общего образования; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. 6.10. Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательной организации) возможно только в соответствии с Федеральным Законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущей образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития ученика. 6.11. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. 6.12. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов. 6.13. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 6.14. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 6.15. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например, уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Оценка достижения метапредметных результатов ведѐтся также в рамках системы промежуточной аттестации. 6.16. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/2089 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы, принимается на Педагогическом совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.