Положение о программе наставничества

МОУ ООШ С.КУТЕЕВКИ
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Подписано цифровой подписью:
МОУ ООШ С.КУТЕЕВКИ
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата: 2022.10.26 12:25:13 +03'00'

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о программе наставничества (далее – Положение) регламентирует особенности внедрения
целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными
нормативными актами (далее – школа).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций,
метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии
и партнерстве. Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно,
а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Программа наставничества – комплекс
мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы
наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник
программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – работник школы, назначаемый
директором, который отвечает за организацию программы наставничества.Целевая модель наставничества – система
условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях. Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует
признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов,
оказывает финансовую поддержку, организует стажировки и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого,
необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности,
а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов
школы.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
-улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах;
-подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном
мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость,
сложность, информационная насыщенность;
-раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка
формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
-создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа
закрепившихся в профессии педагогических кадров;
-создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта
образовательной и профессиональной деятельности;
-формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, способного на комплексную поддержку его
деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения

3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся и педагогов, которые можно
решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей школы из наиболее
подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности
к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.К работе по наставничеству могут привлекаться
обучающиеся и педагоги, выпускники и специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от его
направления и формы.

3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося) и (или) коллективным
(когда наставничество распространяется на группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица,
назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло
18 лет, то назначение наставника происходит после получения письменного согласия его законного представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного
продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения лицом, в отношении
которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных;
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные и карьерные
траектории;
улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной и плодотворной среды развития
педагогов;
привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных
программ школы.
3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается:
объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами школы.
4. Руководство наставничеством
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается распорядительным актом
директора школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
-сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
-организация обучения наставников;
-контроль проведения программ наставничества;
-участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
-решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации наставничества;
-мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
-определяет кандидатуру наставника;
-определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество;
-определяет срок наставничества;
-осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит необходимые изменения
и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу наставничества;
-создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого;
-вносит предложения о замене наставника;
-вносит предложения о поощрении наставника;
-обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
-вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает лицо, в отношении которого
осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы;
-требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам,
связанным с его деятельностью;
-осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной
проверки выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы;
-обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него обязанностей наставника конкретного
лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:
-руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов школы при осуществлении
наставнической деятельности;
-способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких
профессиональных и морально-психологических качеств;

-оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями
деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры;
-оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных нормативных актов школы,
регламентирующих исполнение должностных обязанностей наставляемого;
-способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих
обязанностей, устранению допущенных ошибок;
-передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
-привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
-воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу,
рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
-периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах
профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
-обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией программы наставничества;
-вносить предложения по корректировке программы наставничества;
-обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
-выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
-выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при реализации программы
наставничества;
-совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения
обязанностей;
-устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
-проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
-обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
-участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
-прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) обучающимся, общение с ним не только
в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов,
рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
-индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или) обучающийся) и групповая
(наставничество распространяется на группу молодых специалистов и (или) обучающихся);
-открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или) обучающегося) и скрытая
(наставник воздействует на молодого специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго);
-коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и (или) обучающимся
осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива осуществляется
над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности
задачи):
-инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему
копировать свои собственные действия;
-объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно
объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям;
-развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается куратором или другим работником школы,
назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год с возможностью
пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых в данный период. Программа
может корректироваться куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей
обучающегося/его законных представителей) исходя из специфики психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве с парами «наставник +
наставляемый»/группами в соответствии с запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании
с родителями/законными представителями несовершеннолетнего.

8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для удовлетворения выявленных
у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы, методы и приемы организации наставничества,
учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся
у школы ресурсы.
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.
№ п/п Элементы
программы
1

Пояснительная
записка

Содержание элементов программы
Цель и задачи программы наставничества в соотношении с проблематикой
образовательного процесса, характеристикой континента школы.
Выбранные на данный период формы наставничества в соотношении с целью и задачами
внедрения целевой модели

2

План-график
реализации
программы

Таблица с мероприятиями и сроками реализации программы, ответственными, описанием
итогового или контрольного события, результата

3

Мониторинг
эффективности
реализации
программы

Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и ответственных за его проведение

4

Приложение

Анкеты, опросники, справки, иные материалы, необходимые для реализации программы

8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика
образовательных результатов.
9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования и опросов участников
программы в соответствии с графиком, установленным программой.
9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте школы размещается
и своевременно обновляется следующая информация:
реестр наставников;
мини-портфолио наставников;
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества;
анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества, и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».