ПРИНЯТО на педагогическом советеПротокол №1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Караякова Л.К. Приказ №51 от «30» августа 2024 г. Положение об организации, формах и объеме домашней работы обучающихся МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области 1. Общие • • • • • • • положения 1.1. Положение об организации, формах и объеме домашней работы обучающихся МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области (далее – Положение) определяет основные требования к организации домашней учебной работы, регламентирует цели, задачи, вид, объём, содержание домашних заданий, обучающихся 2-9-х классов и формы контроля их выполнения. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; санитарными правилами СП 2.4.3648–20, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020; федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; с основной образовательной программой МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области; Уставом МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области. 1.3. Домашняя учебная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, формой внеаудиторной учебной работы учащихся по выполнению заданий, полученных от учителя или по собственному выбору во внеурочное время, которая предполагает самостоятельную организацию, планирование и выполнение работы. 1.4. Домашняя учебная работа отличается от аудиторной следующими особенностями: - протекает без непосредственного руководства со стороны учителя; - выполняется во внеурочное время, поскольку является внеаудиторной; - задания для работы могут быть определены не только учителем, но и самим учащимся; - значительный временной интервал на выполнение заданий; - больший, чем в школе арсенал информационных источников, которыми может воспользоваться учащийся; - самостоятельная организация учащимся собственной деятельности; - возможность помощи компетентных взрослых из числа старших членов семьи и пр. 1.5. Домашняя учебная работа учащихся связана с разными компонентами структуры образовательного процесса: учебным процессом, дополнительным образованием, социально-творческой деятельностью учащихся и их самообразованием тематически и посредством единых целей, способов деятельности. 2. Функции, цели, задачи и домашней учебной работы 2.1. Определение целей и задач домашней работы учащихся основывается на понимании её функций. 2.2. Основные функции домашней работы: - усвоение и закрепление учебного материала; - повышение качества предметных результатов учащихся; - формирование и развитие навыков самостоятельной работы (универсальных учебных действий); - формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности; формирование и развитие навыков самообразования. 2.3. Основные цели домашней учебной работы учащихся: - усвоение материала учебных программ, - закрепление пройденного материала, - повышение прочности предметных умений, - углубление изученного материала, - создание условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся, - создание условий для развития творческой (проектной, исследовательской) деятельности учащихся, - создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута учащегося. 2.4. Для каждого уровня образования в МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области выделены приоритетные функции, которые и определяют цели домашней учебной работы обучающихся в разные учебные периоды (Приложение 1). 3. Виды домашних заданий 3.1. Домашнее задание – инструмент управления домашней учебной работой обучающихся, определяющий её параметры: цели, степень обязательности, способы выполнения, степень индивидуализации, самостоятельности, сроки выполнения, объём, учебное содержание, источники, формы работы с материалом. 3.2. В МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области используются разные виды домашних заданий: 3.2.1. обязательные – домашние задания одного и того же содержания, обязательные для выполнения всеми учащимися класса, субъектом определения которых является учитель; 3.2.2. фронтальные - домашние задания одинакового содержания, предлагаемые всем учащимся класса одновременно; 3.2.3. индивидуальные - домашние задания для отдельных учащихся, учитывающие их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных мотивов; 3.2.4. дифференцированные - домашние задания, которые ориентированы на разные уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий; 3.2.5. опережающие - домашние задания, предшествующие изучению новой учебной темы; 3.2.6. рекомендованные - домашние задания, рекомендованные учителем, но выполняемые только по желанию учащегося; 3.2.7. творческие - домашние задания, в результате которых ребенок создает собственный текст культуры, который не сводится только к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в повседневной жизни; 3.2.8. инициативные - домашние задания, субъектом определения которых являются сами обучающиеся (отдельный учащийся, группы или класс в целом), а учитель одобряет это задание, помогает его оформить, инструктирует, консультирует, чтобы сделать работу рациональной и полезной; 3.2.9. интегрированные - домашние задания, для выполнения которых учащиеся привлекают содержание разных учебных предметов; 3.2.10. отсроченные - домашние задания, срок выполнения которых обусловлен объёмом и содержанием выполняемой работы и может составлять от недели до нескольких месяцев. 3.3. Выбор вида домашнего задания, которое использует учитель для организации домашней учебной работы обучающегося, обусловлен особенностями урока и целями домашней работы (Приложение 2). 4. Основные требования, предъявляемые к объему и содержанию домашних заданий 4.1. Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам. Объем домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.3648-20 в следующих пределах: Затраты времени на выполнение домашних заданий не должны превышать (в астрономических часах): Классы 2-3 1,5 4-5 2 6-8 2,5 9 3,5 4.2. Объем обязательного домашнего задания по устным предметам не должен превышать объема материала, изученного на уроке. 4.3. Объем обязательного письменного домашнего задания, нацеленного на отработку освоенных учащимися на уроке способов деятельности, не может превышать 1/3 объёма аудиторной работы. 4.4. Количество творческих домашних задании большого объёма, выполняемых учащимися одного класса, не должно превышать одного задания в месяц – для 2-4- х классов, двух – для 5-7-х классов, трёх – для 89-х классов. 4.5. Количество интегрированных домашних заданий, выполняемых учащимися одного класса, не должно превышать одного задания в месяц – для 5-8-х классов, двух – для 9 х классов. 4.6. Для предотвращения перегрузки учащихся вследствие большого количества творческих домашних заданий учителям, работающим в одном классе, следует согласовывать сроки и объём таких заданий друг с другом в начале каждого учебного периода (семестра, полугодия). 4.7. Домашние задания должны быть посильными для учащихся, соответствующими их возрастным и индивидуальным особенностям. 4.8. Домашние задания, субъектом определения которых является учитель, носят рекомендательный характер и выполняются учащимся при желании по следующим предметам учебного плана: изобразительное искусство и технология(труд),ОРКСЭ, музыка физическая культура изобразительное искусство, физическая культура, музыка, технология во 2-4-х классах в 5-9-х классах 4.9. Обязательные домашние задания по внеурочной деятельности, дополнительному образованию в МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области отсутствуют. 4.10. Обязательные домашние задания не используются для организации домашней учебной работы учащихся 1-х классов, 2-9-х классов в праздничные, каникулярные и выходные дни, за исключением предметов, стоящих в учебном расписании один раз в неделю, и/или подряд в понедельник и субботу при условии изучения этих дисциплин в объёме 2 часов в неделю. 4.11. Содержание домашних заданий должно быть понятно учащимся, то есть каждый из них должен понимать, что и как делать при его выполнении. 4.12. Учитель информирует учащихся о содержании домашнего задания в рамках учебного занятия. Время его предъявления педагог выбирает самостоятельно, руководствуясь логикой урока и целями домашней работы. Рекомендуется: - задание, направленное на усвоение материала урока, давать в конце урока; - нацеленное на закрепление какого-либо навыка – сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык; - контролирующее знания учащихся – в начале урока. 4.13. Информирование учащихся о домашнем задании должно сопровождаться инструктажем, включающим информацию о его содержании, форме представления результатов, сроках выполнение, критериях оценки. 4.14. Типичные формы инструктивных комментариев к домашним заданиям: - указание выполнить задание таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе (этот прием является вполне достаточным, если учитель обстоятельно объяснил новый материал и так закрепил его в классе, что все учащиеся справились с упражнениями); - объяснение задания и показ выполнения его на двух-трех примерах (этот прием применяется в тех случаях, когда домашнее задание по содержанию несколько отличается от выполняемых в классе работ); - разбор наиболее трудных сторон домашнего задания в классе (этот прием применяется, когда задание в целом посильное, но содержит отдельные трудные вопросы, связанные с характером задания или сложностью изложения вопроса в учебнике); - указание конкретных требований, которым должны соответствовать выполненные дома работы; - указания относительно методов выполнения домашнего задания или его отдельных частей (этот прием уместен при задавании задачи, имеющей какую-либо сложность в решении, а также при заданиях учебнопрактического характера). - 4.15. Если содержание домашнего задания предполагает использование учащимися новых или неотработанных в полной мере способов действий, учитель обязан предоставить им памятки по выполнению используемых видов работ. - 4.16. Домашнее задание фиксируется учителем на доске и в электронном классном журнале. Особенности организации домашней учебной работы учащихся в период отмены учебных занятий 5. 5.1. В период отмены учебных занятий в связи с карантином учителяпредметники организуют домашнюю учебную работу обучающихся, не присутствующих на занятиях в школе- дистанционно, а также посредством заданий, размещённых в электронном журнале. 5.2. Задания для обучающихся, не присутствующих на занятиях, размещают учителя- предметники, уроки которых стоят в расписании учебных занятий в этот день, в период с 14.00 до 16.00. 5.3. На самостоятельное изучение в рамках домашней учебной работы в день отмены занятий не могут быть вынесены новые учебные темы, за исключением тех случаев, когда уровень сложности учебного материала соответствует познавательным возможностям учащихся. В этом случае учитель обязан скорректировать материал, изученный учащимися самостоятельно, в рамках учебных занятий после отмены карантина. 5.4. Проведение контрольных работ в период отмены учебных дней должно быть скорректировано учителем с учётом невозможности их выполнения обучающимися в домашних условиях и на первом уроке после отмены карантина. 6. Контроль выполнения домашней учебной работы 6.1. Контроль выполнения домашней учебной работы осуществляется учителями- предметниками в урочное время в форме оценки результатов выполнения домашнего задания. 6.2. Проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его выполнения и оценить качество представленных результатов работы. 6.3. Отметка за выполнение домашних заданий ставится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущей и промежуточной аттестации обучающихся 6.4. При оценке результатов домашней учебной работы, обучающихся учителям следует учитывать психолого-физиологические особенности учащихся (природная медлительность, робость, застенчивость, излишняя самоуверенность, физические недостатки и пр.) 6.5. Все замечания, комментарии к выставленной за домашнее задание отметке учителя делают в тактичной и доброжелательной форме. 6.6. В качестве форм контроля за результатами домашней учебной работы обучающихся учителя используются: - фронтальная проверка (опрос по индивидуальным карточкам, с вызовом к доске, письменный или устный опрос, фронтальный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием и т.п.); - дифференцированная проверка (выборочный письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием отдельных обучающихся или части содержания домашних заданий); - выполнение задания, аналогичного сделанному дома; - самопроверка и взаимопроверка обучающихся; - проектные недели; - работа консультантов, назначенных из числа обучающихся, имеющих высокий уровень мотивации и способностей, в обязанности которых может входить как проверка факта наличия домашнего задания, так и оценка правильности его выполнения по подробному образцу, предложенному учителем; - зачётные листы; - включение в календарно-тематическое планирование уроков-отчётов по итогам самостоятельной проектной и/или исследовательской работы обучающихся по предмету; - выставление итоговой отметки за домашнюю учебную работу в течение учебного периода и её учёт при выведении отметки за четверть. Ответственность участников образовательного процесса области организации домашней учебной работы обучающихся 7. 7.1. Обучающиеся обязаны: - выполнять обязательное домашнее задание, полученное от учителя в соответствии с данными рекомендациями и требованиями; - предоставлять по запросу учителя результаты выполнения обязательных домашних заданий; в 7.2. Обучающиеся имеют право: - на полную и достоверную информацию о содержании домашнего задания и сроках его выполнения; - на содержательные комментарии со стороны учителя по проблемам, возникшим в ходе выполнения домашнего задания; - на невыполнение домашнего задания, если оно носит рекомендательный характер. 7.3. Учителя-предметники обязаны: - проектировать домашнюю учебную работу обучающихся с учётом результатов освоения образовательной программы по предмету, целей обучения на уровне образования; - своевременно информировать обучающихся о содержании домашних заданий и сроках предоставления ими результатов работы; - своевременно информировать обучающихся о результатах выполнениях домашних заданий; - по запросу обучающихся комментировать выставленную за домашнее задание отметку; - при определении объёма и содержания домашних заданий руководствоваться данным Положением. 7.4. Учителя-предметники имеют право: - требовать от обучающихся выполнения обязательных домашних заданий в полном объёме и представления результатов работы в установленные сроки; - учитывать результаты домашней учебной работы учащихся при выведении итоговой отметки за учебный период (четверть, полугодие, год). 7.5. Родители (законные представители) учащихся обязаны: - создать условия для выполнения обучающимися домашних заданий; - контролировать выполнение обучающимися обязательных домашних заданий по предметам учебного плана. 7.6. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: - получать своевременную достоверную информацию о результатах домашней учебной работы обучающихся; - на консультативную помощь со стороны учителей-предметников по вопросу выполнения разных видов домашних заданий. 8. Управление домашними заданиями 8.1. Цели управления домашними заданиями : - повышение эффективности домашней учебной работы обучающихся; снижение и устранение перегрузки обучающихся; - повышение уровня учебной мотивации обучающихся. 8.2. В качестве основных инструментов управления системой домашних заданий используются: - временное нормирование выполнения домашних заданий; - установление правил задавания на дом; - учёт учителями при планировании домашних заданий индивидуальных особенностей, обучающихся; - учёт трудоёмкости заданий; - включение в план внутришкольного мониторинга динамического наблюдения за объёмом и содержанием домашних заданий, обучающихся; - введение в функционал классных руководителей обязанностей регулирования объёма и характера домашних заданий, обучающихся класса, выявления проблем в понимании смысла домашних заданий, способов их реализации, организации совместного выполнения домашней работы обучающихся в группах и парах и др. Приложение 1 Приоритетные функции и цели домашней учебной работы учащихся МОУ ООШ с.Кутеевки Белинского района Пензенской области, обучающихся на разных уровнях образования Уровень школьного Основная функция образования домашней работы Начальное общее усвоение и закрепление образование учебного материала повышение качества знаний, умений, навыков обучающихся Основное общее образование Среднее общее образования формирование навыков самостоятельной работы (универсальных учебных действий) развитие навыков самостоятельной работы (универсальных учебных действий) развитие навыков самостоятельной творческой деятельности самообразование (самообразование личности ученика и его самоопределение) Цели домашней работы усвоение материала учебных программ закрепление пройденного материала, повышение прочности предметных умений, углубление изученного материала создание условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся создание условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся создание условий для развития творческой (проектной, исследовательской) деятельности учащихся создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута учащегося Приложение 2 Взаимосвязь видов домашних заданий и целей домашней учебной работы Цели домашней учебной работы Усвоение материала учебных программ Закрепление пройденного материала, повышение прочности предметных умений, углубление изученного материала Создание условий для проявления самостоятельной деятельности учащихся и развития Создание условий для развития творческой (проектной, исследовательской) деятельности учащихся Создание условий для построения образовательного маршрута учащегося индивидуального Виды домашних заданий Опережающие Фронтальные Дифференцированные Фронтальные Индивидуальные Дифференцированные Рекомендованные Индивидуальные Интегрированные Творческие Отсроченные Инициативные Отсроченные Рекомендованные Индивидуальные Интегрированные Опережающие Рекомендованные Инициативные Индивидуальные Приложение 3 Примерный объем домашних заданий для обучающихся 2 — 4 классов Учебный предмет Математика 2 класс Задача или 2 столбика примеров 3 класс Задача или 3 столбика примеров, но не более 16 Русский язык Упражнение из 17-20 слов может включать грамматические задания к нему Упражнение из 2530 слов может включать грамматические задания к нему Литературное чтение Окружающий мир не более 1 -1 ,5 страниц не более 1 -1 ,5 страниц Чтение короткого текста и 1 упражнение ИЛИ учить слова (5 слов) не более 2 - 2,5 страниц не более 2 - 2,5 страниц Чтение текста ИЛИ пересказ ИЛИ 1-2 упражнения ИЛИ учить слова (5-10 слов) Немецкий язык 4 класс Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера Упражнение из 30-40 слов может включать грамматические задания к нему не более 3 - 3,5 страниц не более 3 - 3,5 страниц Чтение текста и 1 упражнение ИЛИ пересказ ИЛИ 2-3 упражнения ИЛИ учить слова (5-10 слов) Примерный объем домашних заданий для обучающихся 5 — 6 классов Учебные предметы Русский язык 5 класс Параграф (1 стр) небольшого письменного упражнения на это правило (примерно 8-10 строк) Или домашнее сочинение 6 класс Параграф (1 стр), небольшого письменного упражнения на это правило (примерно 8-10 строк) с грамматическим заданием или домашнее сочинение Литература До 10 страниц чтения учебника (произведения) и одно практическое задание Рекомендательные художественные тексты задаются заранее и в указанную норму не входят. До 15 страниц чтения учебника (произведения) и одно практическое задание, либо меньшее количество страниц для чтения и два практических задания Рекомендательные художественные тексты текста и 2 Иностранный язык Чтение упражнения ИЛИ пересказ текста ИЛИ до 5 упражнений ИЛИ написать письмо и 2 упражнения Не более 3 номера (задачи и Математика примеры) Параграф (2-3 листа) и История одно практическое задание Обществознание География Параграф (2-3 листа) и Одно практическое задание Параграф (2-3 листа) и Одно практическое задание или параграф (1 лист) и два практических задания Чтение текста и 2 упражнения ИЛИ пересказ текста ИЛИ до 5 упражнений ИЛИ написать письмо и 2 упражнения Не более 3 номера (задачи и примеры) Параграф (3-5 листа) и одно практическое задание Параграф (3-5 листа) и одно практическое задание Параграф (3-5 листов) и одно практическое задание или параграф (до 2 листов) и два практических задания Биология Параграф (до 5 листов) и 3 практических задания в рабочей тетради Параграф (до 5 листов) и 3 практических задания в рабочей тетради Примерный объем домашних заданий для обучающихся 7 — 8 классов Учебные предметы Русский язык 7 класс Параграф (1 стр), небольшого письменного упражнения на это правило (примерно до 10-15 строк) грамматическим заданием или домашнее сочинение 8 класс Параграф (1 стр), небольшого письменного упражнения на это правило (примерно до 10- 15 строк) с грамматическим заданием или домашнее сочинение Литература До 25 страниц чтения учебника (произведения) и два- три практическое задание, либо меньшее количество страниц для чтения и 3 практических задания Рекомендуемые художественные тексты задаются заранее и в указанную норму не входят До 25 страниц чтения учебника (произведения) и два-три практическое задание, либо меньшее количество страниц для чтения и 3 практических задания Рекомендуемые художественные тексты в указанную норму не входят Иностранный язык Чтение текста и 2-3 упражнения ИЛИ переска текста ИЛИ до 5 упражнений ИЛИ написать письмо и 2- 3 упражнения Алгебра Геометрия Физика История Обществознание Не более 4 номера (задачи примеры) Параграф (1 стр) 1 теорема и до двух задач Параграф (до 3-х стр) Не более 2-х задач Параграф (3-5 листов) и Одно практическое задание Чтение текста и 2-3 упражнения ИЛИ пересказ текста ИЛИ до 5 упражнений ИЛИ написать письмо и 23 упражнения ИЛИ описать картинку и 2 упражнения Не более 4 номера (задачи примеры) Параграф (1 стр) 1 теорема и до двух задач Параграф (до 4-х стр) Не более 2-х задач Параграф (3-5 листов) и Одно практическое задание Параграф (3-5 листов) и Одно практическое задание Параграф (3-5 листов) и Одно практическое задание География Параграф (3-5 листов) и одно практическое задание или параграф (до 2 листов) и два практических задание Параграф (3-5 листов) и одно практическое задание или параграф (до 2 листов) и два практических задания Биология Параграф (до 6 страниц) и до 4 практических задания рабочей тетради или оформление практической работы Параграф (до 6 страниц) и до 4 практических задания рабочей тетради или оформление практической работы 1 -2 параграфа (всего до 4 страниц) До 2-х задач или до 2 заданий 1 параграф или 2 небольших (всего 3 страницы) И 1 -2 письменных задания 1 параграф или 2 небольших (всего 4 страницы) и 2-3 письменных задания Химия Информатика и ИКТ Оби ЗР 1 параграф или 2 небольших (всего 4 страницы) Примерный объем домашних заданий для обучающихся 9 классов Учебные предметы Русский язык 9 класс Литература До 30 страниц чтения учебника (произведения) и и два-три практических задания, либо меньшее количество страниц для чтения и четыре практических задания Или домашнее сочинение Рекомендуемые художественные тексты задаются заранее и в указанную норму не входят Иностранный язык Чтение текста и 2-3 упражнения ИЛИ пересказ текста ИЛИ до 5 упражнений ИЛИ написать письмо и 2-3 упражнения ИЛИ описать картинку и 2 упражнения ИЛИ написать эссе ИЛИ подготовить устное высказывание Параграф (1-3 стр), и 1-2 упражнения или домашнее сочинение Алгебра 1 теоретический вопрос и до 3 номеров. Геометрия Теоретический материал (на 2 стр.) и до 2 теорем и 2 задач. Физика Не более 4-х задач и теоретич. материал (не более 1 параграфа) История Параграф (6-7 листов) и одно- два практическое задания Обществознан Параграф (3-5 листа) и 2-3 практических ие заданий Право География Параграф (3-5 листов) и одно практическое задание или параграф (до 2 листов) и два практических задания Биология Параграф (до 6 страниц)и до 5 практических задания в рабочей тетради или оформление практической работы Химия 1 -2 параграфа (всего до 4 страниц) До 2-х задач или до 2 заданий Информа тика 1 параграф или 2 небольших (всего 3 и страницы) и 1 -2 ИКТ письменных задания ОБ и ЗР